“Вне политики” не только молодёжь так называемая, но и более старшие возрастные группы, однако обобщать не стоит.
Причин тут в основном три (с половинкой), опишу тезисно:
⬛ Политота вместо реальной политики. Популизм, демагогия и всякое шапито с проплаченными спикерами-шутами производят жалкое зрелище. Да и с системными игроками всё более-менее ясно. Независимых политиков очень мало, да что там независимых — просто адекватных персон, которые стояли бы в стороне от этого шапито. А тех, кто зрит в корень и анализирует фундаментальные процессы вместо скандирования громких лозунгов и красивых слов про коррупцию, например, — вообще единицы.
Реальных политических сил в стране, по большому счёту, нет, не считая Навального, и тот больше блогер, а не институциональный актор. Впрочем, одного Навального — ничтожно мало, а что стало с якобы оппозиционными депутатами Госдумы после 2011 года, напоминать не надо, думаю.
⬛ Реальная политика — это страшно и грязно, ибо предполагает ответственность за свою гражданскую позицию, которую ты высказываешь. Немцов, Политковская, Литвиненко... Навальный со своими региональными штабами и вовсе под постоянным прессом, недавно Алексея отравили, между прочим. А сроки за репосты в соцсетях? А ужесточение штрафов?
⬛ Политика — это скучно, занудно и немодно, на этом не словишь хайп, очевидно же. Мало того что с экранов льётся стеной политота, так ещё и разбираться надо, причём с низов, с терминологии и с понимания устройства гражданского общества, а это сложно. Пусть это тоже саморазвитие, самообразование и личностный рост, но как хайпануть на том, что “обратился к своему муниципальному депутату по поводу благоустройства” — в отличие от пафосной книжки “666 простых и рабочих способов изменить мир”?
⬛ Культ индивидуализма и философия одиночек, которые активно насаждаются в массовой культуре последних лет, тем более что прежде 70 лет индивидуальность и личное всячески стиралось в пользу некоего коллективного разума, блага и линии партии. А затем случился анархо-протолиберализм 90-х с разгулом свобод и совершенно слабой экономикой (что его и подкосило), наложивший свой отпечаток на людей.
“Какая свобода слова, сдалась она мне, когда у меня холодильник пустой?!” — вот лейтмотив того постсоветского периода. (Причино-следственные связи тут отсутствуют, это глубочайшее гражданское заблуждение, но не будем об этом.)
Зато сейчас, сейчас раздолье для гедонизма, для лёгкого заработка и вообще самопрезентации, самовыражения, уверяют публику СМИ и соцсети.
И вместо солидарности и роста гражданского самосознания получаем инфантильный консьюмеризм под всё тем же девизом “бери от жизни всё” — и не отсвечивай.
Не будь как все, не будь стадом, ты личность, ты уникален!!!11
Индивидуализм противопоставляет человека обществу и тем самым разрушает просоциальную коммуникацию, разрушает солидарность и рефлексию собственных интересов через общественные.
Гораздо приятнее и беззаботнее обсуждать 12-й айфон, культурно-развлекательные события или даже что-то связанное с бизнесом/финансами, нежели затрагивать политику и серьёзные социально-экономические вопросы, скажем.
“У них нет хлеба — пусть едят пирожные”. Вот и вся “этика”.
Эмпатия ограничивается людьми своего круга, и то не факт.
В интернете миллиард, похоже, статей и постов о том, как якобы разбогатеть сидя за компьютером и без труда — и всего с десяток, наверное, инструкций о том, как защитить свои трудовые права и не попасть в лапы мошенников.
Пресловутое саморазвитие — ещё один бич современности, ибо он не затрагивает глубинных социально-экономических процессов и не делает человека гражданином, а подсовывает ему всякие легенды, в лучшем случае связанные с бизнесом, а в основном это набор бесполезных советов, сводящихся к “начни с себя”.
Я вне политики, я саморазвиваюсь, не сижу дома!!!11
---
При этом запрос на действительно политику и гражданственность в обществе сохраняется, несмотря ни на что.
В 2018-м в регионах срывались концерты IC3PEAK под самым разным предлогом, а творчество группы резонирует преимущественно среди молодой аудитории, так что молодёжь разная.