Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Социал-демократ; экономика, социология, политэконо...  · 12 мая 2023  ·
genderrussia

Параллель длиной в полвека. (Ракурс, с которым и я не согласен с собой, но...)

Пресловутая песня Аиды Ведищевой “Помоги мне” в “Бриллиантовой руке” 1969-го, под которую исполнила свой стриптиз клофелинщица — героиня Светланы Светличной, получилась своеобразным криком души (даже несмотря на феминистичную фразу “Не виноватая я, он сам ко мне пришёл!”) и агонией модели советского гендерного равноправия. Далее последовали множественные киноманифесты советских женщин под негласным лозунгом “Хотим назад на кухню” и поиском женского счастья (“Служебный роман”, “Москва слезам не верит”, “Курьер” и даже “Интердевочка”).
Мужчины не менее охотно участвовали в этой игре, воспевая ухаживания за дамой, а затем и шубы-брюлики-бланики.
Без видеоряда “Помоги мне” выглядит как монолог о женских свободах, в контексте же фильма он приобретает обречённость и вместе с тем... вульгарность. Не тот персонаж должен был ассоциироваться с музыкой, ведь это вполне себе гимн современной эмансипированной женщины.
И уж вряд ли незадачливый семьянин, инженер сочинского рыбного НИИ Семён Горбунков должен был оказаться в “двухкоечном” номере местной гостиницы рядом с такой женщиной. А рыба покрупнее.
И вот спустя 50 лет в втором сезоне сериала “Содержанки” перепевают замечательную женскую исповедь Аллы Пугачёвой 97-го, её лучшее произведение, пусть и за авторством Татьяны Снежиной, “Позови меня с собой”, и контекст теперь не менее искромётный. “Женское счастье” сбылось — залитая деньгами Москва, сверхбогатые мужчины одержимы женской красотой и чарами, даром что путь россиянок к этой глянцевой мечте по-своему тернист.
Каждая женщина имеет право на счастье, хоть и на самое иллюзорное и недостижимое, но — каков контекст кавера! Богатые тоже... плачут.
Робко спетое при целомудренном социализме (когда и расслоение в обществе было гораздо меньшим, и фон другой) громко зазвучало в России 00-х и 10-х.

“При всей этой условной свободе «Содержанки», выпущенные в 2019-м году, когда весь мир борется за феминизм, представляют плюс ко всему совершенный шаблон российского сериала о женщинах, главная сила которых – это белоснежная постель со сменяемыми любовниками разного ранга. Разговоры о теле и душе здесь не играют никакой роли. В отличие от всего мира, в России образца «десятых» женщина может добиться успеха только благодаря высокопоставленным мужчинам. «Вот и делай бабу следователем», – будто вынося приговор этому беспощадному киношовинизму, говорит один из героев «Содержанок»”
За феминизм в нашей стране бросили бороться полвека назад, если не ещё раньше, поставив перед собой новую цель — неопатриархат с самым-самым мужчиной на пальме социального первенства. Женская самореализация стала вторичной, а местами и вовсе оскорбительной, из-за отсутствия достойного мужчины рядом, статусного и респектабельного.
“I can buy myself flowers, но приятно, когда это делает мужчина”, как пишут соотечественницы сегодня в тиндерах, обесценивая феминистичный посыл трека Майли Сайрус.
И пусть про Рублёвку исчерпывающе рассказал ещё Андрей Кончаловский в фильме “Глянец” 2005-го, время и ценности в России как будто остановились.
И ведь проникновенно спето Сабиной Ахмедовой, цепляет, завораживает, а это же песня о драме женского одиночества, которую нужно вынуть из себя на сцене, чтобы артистке поверили, и потому так величаво и искренне звучит версия Пугачёвой. Можно абстрагироваться от сериала и наслаждаться музыкой, как и с последующим кавером на “Как на войне” “Агаты Кристи” (саундтрек третьего сезона “Содержанок”, ссылка на него вверху в реплае), но не получается.
#гендер_в_российском_контексте