Директор Центра финансовой грамотности НИФИ... · 8 июн 2021
Финансовый ЗОЖ: что это, для кого и как сделать это частью современной культуры
В этом году ПМЭФ впервые вывел на орбиту тему финансового ЗОЖа. Это была попытка к взаимному разговору со всеми нами – налогоплательщиками, заемщиками, ипотечниками, кредиторами.
На панельной дискуссии задавали вопросы и искали решения тоже по самым важным аспектам:
⁃ Почему теория расходится с практикой и когда нужно учить, а когда ставить стоп-кран
⁃ Как будет устроен финансовый lifelong learning
⁃ Чему учить начинающих инвесторов, и ипотечников
⁃ Как повернуть хайп в правильное русло, пока в моменте тема финансовой грамотности оказалось на втором месте по интересу у школьников после секса.
Все двумя руками голосуют за то, что здоровое финансовое поведение должно стать частью повседневной культуры. В нашей супер финтех продвинутой державе, которая за несколько лет сделала прорыв в цифровой инфраструктуре, теперь предстоит придумать как сделать новую культурную прошивку в обществе, чтобы были финансовый баланс и ЗОЖ - ипотека стала инструментом, а не кабалой, инвестиции частью взвешенной долгосрочной стратегии, а не весёлой игрой до первой неудачи, а ведение семейного бюджета стало такой же нормой как чистить зубы по утрам.
Если хотим построить определенную культуру - надо работать над установками, и создавать условия для новых норм в поведении, причём не только людей, но и бизнеса. Это сложно, но возможно. Либо внешние факторы влияют - не хотели европейцы пользоваться бесконтактной оплатой долгое время, но за год пандемии перестроились и наличные практически ушли из обхода. Из области ЗОЖа самый близкий нам пример про курение. С одной стороны пропаганда против курения, с другой стороны понимание поведенческих установок- социальная привычка, люди курят в барах, в компании и тд. Жесткое ограничение - значительно снизило тягу к нездоровому поведению.
Когда уберегать человека от опасных решений, ограничивая, и когда и чему учить, чтобы закладывать культурную базу? Похоже нам понадобиться целая образовательно-просветительская-подруливающая экосистема на 360 градусов и в цифре и в офлайне. Чтобы можно было научить, поддержать, придержать. А это значит новые принципы кооперации среди основных игроков.
Финансовая грамотность со временем станет частью повседневной культуры. Культура определяет действия. Если хотим построить определенную культуру - надо работать над поведением. Это сложно, но возможно.