Есть прекрасная рекомендация Б. Поршнева "Хочешь понять явление - узнай, как оно возникло".
Это тот случай, когда к нам пришло оригинальное название и выхолощенная бизнес-модель.
Оригинальные карты были действительно кредитными, и именно это привлекало торговлю/услуги, поскольку создавало дополнительную выручку за счет факторинга для физических лиц.
Когда этот (ростовщический) рынок был занят, банки стали в тот же канал продавать суррогат - существующие денежные потоки существующих клиентов за ту же комиссию, как будто это новые.
Кстати, не с проста против платежных систем регулярно возникают судебные иски на антимонопольных основаниях - существующая схема комиссий фактически делает невозможной нормальную конкуренцию эквайринга.
При этом, естественно, вся мощь банковской рекламы и пиара на сумму шальных денег, а также откаты менеджерам торговых сетей были направлены на создание представления о неизбежности и целесообразности эквайринговых комиссий.
До нас этот рынок дошёл уже в этой стадии, когда по сути дебетовые карты пытались продавать торговле, что заканчивалось малорезультативно, кроме сфер туризма, где высока доля иностранцев. Кредитные карты под наши дейтвующие ставки не занимают большую долю, а название осталось.
зарплатная, социальная - это и есть дебетовая карта. То есть разновидность дебетовой карты