Первые электросети, первая серийная подводная лодка… Первый военный аэродром в России, оказывается, был построен в Гатчине в 1910 году. К столетию этой памятной даты, в сентябре 2010 года, на площади рядом с Авиамоторным заводом был установлен памятник-макет самолета «Фарман».
АМЗ находится прямо за этим красным зданием (фото ниже). Здание – бывшие казармы Лейб-гвардии уланского Его Императорского Высочества Константина Павловича полка, XIX век. А ныне это – музей истории авиационного двигателестроения и ремонта.
Открытие состоялось в августе 2002 года и было приурочено к празднованию 90-летия образования ВВС России. Музей должен быть интересен всем мальчишкам. Тут на площади в 800 квадратных метров разместились полномасштабные макеты авиационных турбореактивных, турбовинтовых, турбовальных двигателей послевоенного производства от 7 конструкторских бюро. Что интересно, вход в музей абсолютно бесплатный, но работает он только по предварительной договоренности.
Самолет «Фарман» создан французским летчиком и авиаконструктором Анри Фарманом. Говорят, эта тщедушная на вид машинка на «велосипедных» колесиках – один из самых массовых аэропланов 1910–1916 годов. Простая конструкция, неплохие для своего времени летные данные… У нас аэроплан создавался по лицензии. То есть копировался и делался по образу и подобию. В России было выпущено более 1500 лицензионных машин этой марки.
«Фарман» был двухместным и на него можно было установить двигатели разного типа и разной мощности. Каких-либо приборов в нем не было, кабина как таковая тоже отсутствовала, а экипаж размещался на деревянных скамейках перед крыльями. Впрочем, скорости того века позволяли даже выйти на крыло покурить. Сплошная романтика! А первый военный аэродром находился недалеко от Гатчинского дворца на территории бывшего луга, раньше отданного для занятий кирасирам или тем же уланам. Вот уж не знаем, того ли самого, по которому мы гуляли, или нет. Надо лучше в источниках покопаться. Как гласят справочники, в мае 1910 года завершили основные работы по обустройству: соорудили ангары для 10 машин, мастерские, бензохранилище и метеорологическую станцию. Первыми обитателями первого военного аэродрома стали два «Фармана» и аэроплан братьев Райт. А в октябре 1910-го состоялся первый перелет из Петербурга в Гатчину на «Фармане». Полет совершил первый военный летчик России Евгений Руднев. Вот сколько всего в Гатчине всего первого! С мая 1911-го в городке дислоцировалась Офицерская воздухоплавательная школа, подготовившая до 1916 года 342 летчика, в том числе 269 офицеров и 73 нижних чинов. Именно с аэродрома Гатчины начался боевой путь большинства воздушных асов Первой мировой, здесь учился основоположник высшего пилотажа Петр Нестеров и оттачивал свое мастерство первый дипломированный авиатор России Михаил Ефимов. Памятник «Фарману» выполнен в масштабе 2:3, он расположен совсем недалеко от другого макета, подводной лодки Джевецкого.
Подводный аппарат, так называемое потаенное судно, которое предложил построить некто крестьянин Никонов еще при Петре Первом. Позже, в 1834 году была создана подводная лодка Шильдера, а в 1866 году — субмарина Александровского, несущая торпеду. Памятник подводной лодке Джевецкого представляет собой точную копию второй модели субмарины в масштабе 1:1. Макет судна выполнен из стали, но внутри нет причитающейся начинки и механизмов. Да и зачем она в Гатчине?!
Известно, что Степан Карлович приехал в Санкт-Петербург в 1873 году по приглашению Великого князя Константина Михайловича. В России талантливому изобретателю предоставили условия для работы, и в 1876 году им была создана первая модель подводной лодки. Ее испытания прошли в 1978 году в Одессе. Вторая модель была продемонстрирована цесаревичу Александру, будущему императору Александру III в 1880 году на Серебряном озере в Гатчине. Субмарина несколько раз проплыла под лодкой, в которой находился наследник, и затем ловко всплыла у пристани. После испытаний Александр велел построить 50 таких лодок для обороны Севастополя и Кронштадта. В серию была запущена третья модель судна, рассчитанная на экипаж из 3 человек. Длина субмарины составляла 5,7 метра, высота — 1,7 м, глубина погружения — 12,5 м. Судно водоизмещением 11,5 тонн могло в течение 2-х часов двигаться со скоростью 5,4 км в час (мама на самокате, конечно, быстрее гоняла, но ведь не под водой!), а максимальное время нахождения под водой составляло 50 часов.
Приоратский дворец в Гатчине.
Уникальное сооружение, возведенное в тихом месте на берегу Черного озера архитектором Николаем Львовым. В этом строении необычно все: имя мастера, материал из которого он творил, технология строительства и легенды, которыми оброс дворец. Словом, Приоратский дворец - единственный в России памятник архитектуры, построенный по глинобитной технологии. Знатоки уточняют, что технологию можно обозвать даже землебитной(!) - из земляных смесей, и смысл её изобретения Львовым был таков: строить можно из любого подножного материала, проще и дешевле, чем где-то что-то добывать (например, ценные породы) и куда-то везти (например, в столицу). Образцов у Львова было множество, но до нас дожил один красавец-дворец. Кстати, до Львова срок жизни таких построек исчислялся 20-30 годами. Ходят легенды, что испытания на прочность архитектор устроил прямо в гатчинском парке. Дамам и кавалерам разрешалось тыкать в пробную стенку зонтиками и шпорами. Чуть-чуть про самого Львова можно найти в статье о нашем путешествие в Торжок на сайте. Одна из самых распространенных здесь легенд - про подземные ходы, которые так любил Павел I, и которые, впрочем, не спасли его от заговорщиков. Про ходы тут даже водят отдельные экскурсии. Сплошная мистика! Название происходит от латинского «prior», что означает монастырь. И, действительно, здание строилось как место пребывания рыцарей Мальтийского ордена. Дворцом его стали именовать только в XX веке, хотя в качестве дворца для царственных особ оно никогда не использовалось.
Гатчина прочно связана с императором Павлом I. А Павел – с Мальтийским орденом. Так уж сложилось. Французская революция лишила рыцарей имущества, поместья ордена были конфискованы, утварь и казна стали собственностью народа. В России это произойдет немногим позже. Словом, Павел приютил рыцарей-монахов в Гатчине с прицелом на то, что и сама Мальта могла бы стать удобной военно-морской базой России. Позже император и сам стал приором ордена, таким образом возведенное в 1799 году здание принадлежало ему. Первое, что бросается в глаза в этом пейзаже, кроме Рюрика, конечно, – резкий контраст между белизной стен и красной черепицей. Так и задумано.
Гатчина, улица Чкалова, богатая на разные старинные особнячки - деревянные и в камне - перекресток с Банным переулком, по которому можно спуститься к озеру и Приоратскому дворцу и …фонарь. Вернее, памятник первому электрическому фонарю. Сам памятник - сущий новодел. Установлен в 2002-м в честь 120-летия предприятия «Гатчинские электросети». Авторы - известный гатчинский скульптор Валерий Шевченко и Николай Кононов. Второе имя раньше нигде не попадалось. А вот исторический бэкграунд интересен. Гатчинские электросети - старейшие в России. Именно здесь в 1881 году впервые появилось уличное освещение. 16 фонарей осветили площадь перед Гатчинским дворцом. Тогда эти необычные устройства казались диковинкой, но уже через десятилетие электрическое освещение появилось в Гатчине, Москве и Петербурге, а также во многих других российских городах.
Музей-усадьба карикатуриста Щербова тоже в Гатчине. Образчик модерна.
Указатели (чем не достопримечательность своего рода?)
Гатчина – это город памятников архитектуры и изумительных парков в «дворцовом» стиле. Главная достопримечательность – Большой Гатчинский дворец. Он предназначался для отдыха императорской семьи, а потому сделан с размахом. По... Читать далее
Самая известная достопримечательность Гатчины - одноимённый государственный музей-заповедник, в который входят:
- Гатчинский дворец - любимая императорская резиденция двух российских монархов: Павла I и его правнука -... Читать далее
Среди достопримечательностей Гатчины - дворцово-парковый ансамбль, собор святого апостола Павла, Покровский собор, музей-усадьба П. Щербова, музей г. Гатчины и пр. Исторический центр города включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.