Привет! Это я худо-бедно продолжаю вести рубрику «устойчивое кинопроизводство». Подготовка нейтрального контента помогает отвлечься, надеюсь, что и вам это как-то поможет (как минимум, узнаете что-то новое).
В Голливуде некоммерческая организация Good Energy выпустила гайд (на английском он называется Playbook) для сценаристов, который помогает внедрить в кино- и теле индустрию климатическую повестку.
Немного данных. Только 2,8% сценариев сериалов и фильмов, выпущенных с 2016 по 2020 год, упоминают что-либо, связанное с изменением климата. И только 0,56% включают термин «изменение климата». Цель гайда – увеличить это число до 50% к 2025 году. Создатели гайда уверены, что истории могут менять мир.
«Если в вашей истории нет климата, то это научная фантастика» - говорит один из сценаристов Good Energy. Он имеет ввиду, что нынешние сценарии должны признавать климатический кризис и не быть вне контекста. Если вам кажется, что упоминание климатического кризиса оттолкнет зрителя, то можно посмотреть на пример фильма этого года – Don’t Look Up, который был лидером на Netflix три недели подряд.
Чтобы погрузить сценаристов в контекст, гайд содержит научную информацию об изменении климата (данные отчета IPCC). Одна из важных мыслей гайда – фильм о климатическом кризисе не обязательно должен быть в жанре катастрофа или документалистика, т.е. вплести климат можно в абсолютно любую историю. Он не обязательно должен быть главным в сюжете, он может быть в эпизоде, в характеристике персонажа, в случайном упоминании в диалоге, или быть фоновым событием и т.д.
Ещё один классный прием – climate-friendly behaviors. Это когда вопрос климата не вставить напрямую, но можно показать через поведение персонажа, сеттинг или декорации. Например, персонажи фильма «Тихое место» используют солнечные батареи, потому что они являются бесшумным источником энергии. Кстати о персонажах, гайд содержит около 20 описаний различных персонажей, которые можно использовать для вдохновения. Они нужны, чтобы не создавать шаблонного «климатического-хиппи-активиста», а более аутентичного героя, в котором каждый сможет найти себя.
В помощь сценаристам в гайде собрана библиотека экспертов по разным темам – от пластика до гендерного неравенства – к которым можно обратиться за консультацией. А также кейсы вышедших фильмов и сериалов с описанием, где и как были показаны климатические вопросы. Вообще по сайту гайда можно часами гулять и находить что-то занятное. Поэтому, если вам интересна эта тема и вы владеете английским, то мой recommendation.
Good Energy: A Playbook for Screenwriting in the Age of Climate Change
Good Energy is a nonprofit creative consultancy that’s unlocking the power of TV and film to inspire courage in the face of climate change.