В буддизме медитативная практика характеризуется двумя целеполагающими сторонами — шаматха и випашьяна.
Шаматха — это успокоение ума, однонаправленное сосредоточение. Человек выбирает какой-то объект (например, своё дыхание) и старается сосредоточить внимание на этом. Сосредоточенность — это естественное состояние ума, которое присутствует в любом сознании всегда в той или иной степени (обычно в очень слабой). Вот сейчас вы читаете этот текст, сосредоточены, не отвлекаетесь, то есть, вы неосознанно практикуете шаматху. Польза этой практики в том, что удержание внимания на одном объекте и в особенности на том, что происходит в настоящий момент плохо совместимо с беспокойствами. То есть, человек, удерживая сосредоточенность, нейтрализует беспокоящие мысли.
Такая практика христианским правилам не противоречит, так как это естественная тренировка ума. Когда христианин молится, он тоже обычно в шаматхе, так как сосредоточен на своей молитве.
Но випашьяна с христианством не совместима. Випашьяна — это проникновение в суть вещей. В ходе этой практики человек сосредотачивается на трёх признаках существования явлений: непостоянство, безличностность, неудовлетворительность. Непостоянство значит, что все явления в мире изменяются, что нет ничего вечного в жизни. Явления взаимообусловлены, определяют друг друга. Из-за этого все приятные явления заканчиваются рано или поздно, и в результате возникает неудовлетворённость или беспокойство. В буддизме даже райские миры не вечны и относятся к сансаре — сфере непостоянства и беспокойств. Безличностность означает, что личность человека — это не что-то постоянное и вечно одинаковое, а поток мгновенных возникающих и исчезающих состояний, конструкций ума. И в этом моменте прослеживается противоречие с христианским понятием души, которая считается сотворённой божеством и вечной. Получается, если человек будет правильно практиковать випашьяну, то он обнаружит противоречия. Получится, что душа не вечная, не сотворённая божеством и не равна какой-то неизменной личности или Я. А если божество-творец — личность, то и оно тоже изменчивое, а не вечное? Христианам заповедано радоваться жизни, находить в ней счастье. А буддисты в любой радости видят временность и скорое беспокойство как результат утраты этой радости. То есть, с позиции христиан, человек, практикующий такие мысли, отходит от веры, то есть, делает что-то вредное. А с буддийской позиции наоборот — наблюдение телесных и умственных процессов в движении, изменении, анализ и устранение причин беспокойств — это полезно, так как приближает ум к раскрытию реальности без искажений и к нейтрализации всех неудовлетворённостей.
Иногда пытаются разные религии смешивать. Пытаются приравнять буддийскую нирвану и божество-творца других религий. Делают это обычно люди, поверхностно знакомые с основами разных традиций. Умышленно или неумышленно не замечающие противоречий. Поэтому, в результате такая смесь не соответствует ни одной традиции. Поэтому, важно спросить себя: «Какую цель я преследую? Что ищу?» И поискать, в какой традиции есть наиболее подходящий ответ и описание пути к этой цели.