Здравствуйте.
Заводя собаку «для ребенка», нам, взрослым, всегда надо держать в голове, что на самом деле, мы заводим собаку, в первую очередь, для себя. Все вопросы ухода за собакой, такие как кормление, выгул, воспитание, лечение – совершенно точно лягут на наши плечи.
Мы уверены, что дети должны расти в доме, где есть домашние питомцы. Общение с ними, а также пример родителей, который демонстрирует детям ответственное отношение к живым существам, сказываются на детях исключительно позитивно.
Однако, в силу различных причин, ждать от детей того, что они будут в полной мере брать на себя ответственность за щенка, все же не стОит. Любым детям, особенно маленьким, взвалить на себя такой груз просто не под силу. Да, они будут с удовольствием играть с щенком или со взрослой собакой, возможно, первое время они даже будут кормить собаку или даже выводить на прогулку (если позволяет возраст), но, как правило, этого энтузиазма хватает ненадолго. В этом нет ничего страшного, просто надо помнить, что дети – это дети. Ими движут в первую очередь эмоции, способности объективно оценивать ситуацию, относиться к ней с пониманием, взвешивать последствия – они не могут чисто физически. Совершенно точно не стОит ругать детей или обижаться за то, что они не оправдали ваших ожиданий и очень быстро устали от ежедневной рутины – ухода за щенком. От этого только пострадают ваши с ними дальнейшие отношения. Просто помните: вы заводите собаку для себя, как бы дети ни просили. И не важно, сколько им лет: год, 8 или 18. Примерно лет до 25 или даже больше у них будут другие заботы, цели и задачи и щенок или взрослая собака не будут в них вписываться иногда или постоянно.
В то же время, любой щенок – это тоже маленький ребенок. Он не имеет представления о том, какие нормы и правила приняты в нашем, человеческом, обществе. Он живет сообразно своим собственным представлениям о том, что такое хорошо и что такое плохо. До тех пор, пока вы ему не объясните, какое поведение является для вас приемлемым – он этого, увы, не знает. Да, он тоже растет и познает мир. Для этого ему нужно много двигаться, много играть, пробовать все на зуб, в том числе ваши вещи, мебель, а также ваши руки и ноги. И, если вокруг щенка затевается шумная детская беготня, он совершенно точно не устоит против соблазна тоже побегать, поиграть, пошуметь и покусаться.
Первое, что нужно помнить, заводя щенка в семью с детьми – то, что общение их должно быть под вашим контролем, и никак иначе. Таким образом вы сможете избежать многих неприятных моментов, таких, как травмы щенка (ведь его кости и суставы еще очень хрупкие и любое случайное неосторожное движение ребенка может их повредить), а также искусанные детские ручки и ножки.
Если вы увидели, что игра щенка с детьми выходит из-под контроля, ее обязательно нужно принудительно завершить и всех участников процесса занять каким-то другим делом, которое пойдет им на пользу и поможет успокоиться. В частности, для щенка это может быть выданное вкусное лакомство, которое он будет долго и старательно грызть, игрушка Конг, и т.д. Важно, чтобы у щенка был «домик» - некое укрытие, в котором он может чувствовать себя в безопасности. Это может быть клеточка или просто лежанка в каком-то уютном уголке. Только обязательно нужно объяснить всем членам семьи, что щенка, находящегося в этом «домике» трогать нельзя. Даже если он стащил любимую куклу вашей дочери и уволок туда.
Не менее важным моментом с точки зрения безопасности щенка и спокойствия в вашем доме является то, что все мелкие предметы, а также особенно ценные вещи, должны быть недоступны для собаки. Как мы уже говорили выше, щенку важно исследовать мир. И он даже не представляет, насколько для вас важны дорогие итальянские сапоги, а также игрушки ваших детей, и прочие предметы. Если его какой-то предмет заинтересовал – он не упустит возможности изучить, чем этот предмет пахнет, насколько он твердый и каков он на вкус. Это – нормальное исследовательское поведение щенка. Примерно как у маленьких мальчиков, которые разбирают до винтиков трофейные часы прадедушки, чтобы понять, что же там тикает и как это все устроено. Ругать за испорченные вещи щенка не стОит, потому что собачья голова устроена несколько иначе, и он просто не сможет понять, с чем связано ваше недовольство. Как говорят врачи: лучшее лечение – это профилактика. В данном случае профилактикой является убирать от щенка все те вещи, которые могут представлять для него опасность, или для вас – особую ценность.
У щенка обязательно должны быть игрушки, которыми он мог бы заниматься. Таких игрушек одновременно может быть 3-4 штуки. Причем, у вас про запас должен быть альтернативный набор игрушек или даже два. Если вы будете примерно раз в одну-две недели одни игрушки убирать, а другие доставать – каждый раз они будут для щенка НОВЫМИ игрушками, и интерес к ним не будет ослабевать.
Очень хорошо придумать занятие, которое будет одновременно интересным и полезным как для щенка, так и для детей. Например, дети могут самостоятельно или вместе с вами делать развивающие игрушки для собачки. Для этого отлично подойдут коробочки, пластиковые бутылки и полотенца. В общем, все то, куда можно спрятать или завернуть кусочки еды, чтобы щенок их искал и доставал, пользуясь своими инструментами – носом, зубами и когтями. Это будет интересно детям, а также очень интересно и полезно самому щенку – с помощью таких игр он получает очень важные навыки, значимость которых трудно переоценить. Также хороша и простая поисковая игра, когда вы раскладываете вместе с детьми кусочки еды в разных местах в комнате, а щенок их потом ищет. Работая носом, собака реализует свое важное видотипичное поведение, при этом задействует огромное количество центров головного мозга, учится думать, успокаивается, утомляется, в результате чего мы на выходе получаем довольную уставшую собачку, которая, к тому же, еще и повысила собственную самооценку, т.к. – он смог! Он все нашел и он молодец!
У нас также есть отличный стрим о том, как наладить взаимоотношения между собакой и ребенком
https://youtu.be/e-qB64pUl7w. Надеюсь, эта информация будет для вас полезной и поможет разрешить все разногласия.