Благодарю за возможность прокомментировать данный кейс, где приведен пример оказания медицинской услуги (консультация, как понимаю, первичная) без соответствия с общепринятыми правилами и нормами в коммуникации с пациентом.
Собственно ряд основных ошибок , допущенных врачом, удачно ложится на модифицированную Калгари-Кембриджскую модель общения с пациентом (Norman, Armando & Tesser, Charles. (2015). Quaternary prevention: the basis for its operationalization in the doctor-patient relationship. Revista Brasileira de Medicina de Família e Comunidade. 10. 1-10.)
1. Начало консультации.
Необходимо было начать с пациент-ориентированного исследования причин его визита к врачу, жалоб. При помощи активного слушания и наводящих вопросов выявить ожидания и психологическое состояние пациента. (IdeasСoncernsExpectations / PsychologicalSocialOccupational).
Здесь же было сухое приглашение сесть рядом за стол и условно понаблюдать, как врач невесело стучит по кнопкам.
2. Далее начать сбор анамнеза, моделируемый уже в большей степени врачом, который подразумевает оперирование вопросами открытого и закрытого типа, избегание жаргонизмов и осуждающих выражений…
Но нет, здесь идеальный пример, как делать НЕ НАДО.
3. Физикальные методы обследования здесь не применяются, поэтому опустим.
4. Использование простых, понятных пациенту, объяснений необходимости назначения того или иного метода обследования, а также дополнительных консультаций специалистов (в данном случае прием ревматолога). Обязательно уточнив, все ли понятно пациенту. Опять-таки, мимо.
5. Ну и окончание сессии здесь получилось по всем канонам жанра «Терпеть не могу свою работу». Что мешало сделать Take Home Message? Объяснить что вообще будет происходить, чего ожидать, какие прогнозы по состоянию.
По итогу имеем абсолютно неудовлетворенного пациента, который на выходе из клиники получил больше стресса и переживаний, чем перед входом туда (конечно такое иногда случается, но все же здесь проблема была не в неутешительном диагнозе…), жалобу (хорошо, что не в Минздрав), падение рейтинга клиники и т.д.
Хотя тут и был абсолютно рядовой прием, без «подводных камней» типа сообщения плохих новостей по протоколу SPIKES, или подъема уверенности пациента в победе над заболеванием по типу Motivational Interview.
В последнее время тема взаимоотношений врач-пациент всё сильнее набирает свои обороты. Ни один международный медицинский экзамен не обходит стороной вопросы врачебной этики и деонтологии. Я непонаслышке знаю, что в том же USMLE Step 1 раздел Behavioral Science/Ethics является самым сложным для сдающих из СНГ. Мы часто находимся в низких перцентилях по процентам правильных ответов. И дело не только в языке, но и в том, что до последнего времени не было четкого понимания закона «Пациент всегда прав, ну почти».
Пациент-ориентированный подход с большей вероятностью обеспечит психологическую устойчивость пациента (да и врача, наверное, тоже), приверженность к лечению (комплаэнтность). А с постепенным переходом медицины от гос.бюджетной к частной, только так можно обеспечить экономическую эффективность мед. учреждения. Люди не разбегутся из-за недовольных ворчунов.
Решить такую проблему можно при помощи
1. Обучения (грамотного) врачей. Благо сейчас курсов есть куча. И свободном доступе, и за дорого , и за дешево. На всех языках мира.
2. Проводить независимую оценку качества проводимых консультаций. Будь то тайные покупатели или кейсовые тест системы.
3. Нужно лишь МОТИВИРОВАТЬ врачей делать это (учиться). Финансово или психологически. Тут уж зависит от умений менеджера-управленца.
Тема обширная, интересная, изучаемая и дискутабельная. Написать можно еще очень много. Но если кратно, тезисно, как-то так.
Спасибо.