Приветствую, Катя!
Ну и задачку Вы нам подкинули.
"Невозможно" - слово по большей части из взрослого лексикона, отражающее наше представление о мире, сути вещей, природных и социальных явлений и процессах, о границах наших возможностей. Понимание границы между "возможно"/"невозможно" приходит с опытом. Посему нам нужно попытаться найти способ перевести это понятие со взрослого языка (в основном понятийного, словесно логического) на детский (предметный, образный, наглядный).
"Невозможно" - это в первую очередь наше оценочное суждение о чем-либо (иногда притянутое за уши); отрицание реальности той или иной ситуации, действия, процесса, признание чрезмерной сложности предполагаемого действия или процесса, исключительной его затратности и малой оправданности, тягомотности и изнурительности, спорной целесообразности.
"Невозможно" для людей распадается на два кластера явлений - природный и социальный. Ограничения первого преодолеть крайне затруднительно, особенно если речь идет о прямом нарушении законов физики и химии. Вторые на самом деле несколько иллюзорны: многие барьеры в наших головах выше и крепче чем в самом обществе, другой разговор, что за попытки придется расплачиваться немалым риском.
"Невозможно" вовсе не является антонимом к "возможно". Любой термин имеет свои границы, а такой оценочный будет пересекаться с другими. Я бы сделал градацию по возрастанию вероятности:
"невозможно"- "маловероятно"- "затруднительно" - "возможно" - "обычно" - "гарантированно". У меня в сознании линейка терминов именно такая, то есть мои полюса - это "невозможно" и "гарантированно".
У кого иначе - напишите в комментариях.
А теперь уже перейдем к практической стороне дела.
Детям проще будет такие вещи понять ежели слово "невозможно" соотнести с явлением, ситуацией, действием, процессом которые ребенку более всего знакомы и понятны. Максимально наглядно, так как у детей собственно понимание под наглядность заточено.
Дите до 3-х лет вопросы подобного рода задавать вряд ли будет.
Дите 3-4-5 лет с немалой долей вероятности задаст - возраст "почемучки". Вдобавок еще и кризис 3-летнего возраста с его настырным протестом против старших.
А чем у нас чаще всего занимается ребенок в возрасте около 3-х лет и чутка старше?
Предметной деятельностью, играми и рисованием. Следовательно, именно эти виды деятельности следует использовать в качестве наглядного материала при раскрытии понятия "невозможно", применив эмпирический подход.
Примеры, которые мне на ум приходят.
1.Иллюстрация ограниченности методов и средств.
Народное "что написано пером - то не вырубишь топором".
Берем карандаши и вместе рисуем на бумаги карандашами всякие интересности. Намеряно делаем пару огрехов. Нарисовав же, говорим:
-Дочка, давай переделаем, а то тут и тут получилось не очень. (Это та еще задачка убедить ребенка переделать что-то)
- Угу.
Стираем ластиком неудачные детали и переделываем их заново.
А потом берем фломастеры/шариковую ручку/ краски и рисуем что-нибудь еще. Опять намеряно делаем пару огрехов. Нарисовав, говорим:
-Дочка, давай переделаем, а то тут и тут некрасиво вышло.
- Угу.
Берем ластик и ... Понятное дело, эффект нулевой.
-Дочка, у меня стереть не вышло. Попробуй ты.
- У меня тоже не вышло.
- Давай папу попросим.
- Нет, девочки, у меня не получается.
- Давай собаку попросим.
- Гав-гав, отвяньте от меня.
Итог-то понятен: не получится ластиком оттереть чернила или краски.
-Видишь, все пытались, ни у кого не получилось. Вот это, дочка, называется "невозможно". Когда не получается сделать что-то таким способом, на который надеялся.
А потом берем замазку канцелярскую и замазываем ею. Чтобы ребенок знал, что всегда есть другой способ, который возможен.
Берем предмет (лучше всего небьющийся, лучше всего - мягкую игрушку), поднимаем его на высоту руки над диваном или подушкой (чтоб не шумел при падении) и говорим:
-Смотри, дочка, видишь игрушку? Как думаешь, если я отпущу ее из рук, где она будет?
- Не знаю/ В руке /Она упадет (не так уж и важно что скажет поначалу)
- А вот смотри!
- Упала!
Повторяем несколько раз с разными предметами, желательно не из числа хрупких и ломучих. Хотя в завершении можно и Iphone на кафель уронить - по приколу. Через 5-6 таких экспериментов ребенок уже начнет четко понимать, что всякий предмет, выпущенный из рук оказывается на полу и даст Вам прогноз на этот счет. Важно чтобы она сама попробовала поучаствовать в этом и убедилась в том, что нет разницы в том кто сие исполняет.
- Дочка, как думаешь, а этот предмет также упадет как остальные или будет висеть в воздухе?
- Упадет.
- То есть в воздухе висеть не сможет?
- Нет.
- Дочка, вот это и есть "невозможно". То, что не получится с этими предметами, как бы мы не старались.
Кстати, на этом же материале можно попытаться объяснить и другие смежные понятия.
А потом взять воздушный шарик (с гелием) и поэкспериментировать еще раз. В дальнейшем объяснить, что из каждого правила есть исключения, дескать шарик очень легкий, легче чем воздух, потому его вверх уносит. И что он-то может то, чего другим не под силу.
Да, важный момент: не стоит самому ребенку говорить что для него что-то невозможно. Пусть он сам попытается (ну, если речь не идет о каких-то совсем дурацких затеях) и придет к выводам самостоятельно.
Дети, которым родители внушали мантру про "невозможное" лично для них во взрослом состоянии годами не могут от этот мантры отделаться.
Есть только одна невозможная для человека вещь - повернуть вспять ход времени и нарушить все природные циклы. Есть теоретики, что говорят о возможности этого, но я сомневаюсь. Пока что нам сие не дано - и слава Небесам, что это так!
Остальное мы вправе испытывать на свой страх и риск.
Вам - счастливых материнских хлопот.
Дочке - успехов в познании.
П. С. Графоманство - зло. Если написал дичь - так и скажите.
К слову, очень достала борьба с форматированием и нумерацией абзацев. Иногда прям до смеха доводит...
Класс, спасибо)
А нужно ли детям объяснять слово "невозможно"? Зачем их обращать в нашу веру? Быть может мудрее будет услышать ответ ребёнка, почему то, или иное, возможно в нашей жизни? Мы подрезаем крылья себе, и хотим сделать это же с детьми... Жестоко.
Ребёнок спрашивает, что такое невозможно, вы что ему ответите? Об этом вопрос