Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Куратор темы Data Science  · 16 июн 2022

Прямая линия с Борисом Шекерой 29 июня в 20.00

А мы продолжаем нашу рубрику «Data Science в науке и бизнесе»! В рамках рубрики мы приглашаем топовых специалистов отвечать на вопросы участников сообщества. И рады вам сообщить, что на ваши вопросы 29 июня в 20.00 ответит Борис Шекера, заместитель технического директора компании «СберТройка». Компания фокусируется на разработке и внедрении единой билетной системы на базе карты «Тройка» в городах и регионах России, а также на инновационных технологиях оплаты проезда в общественном транспорте, создавая единственный продукт с облачной инфраструктурой в платежах.
В компании Борис занимается проектированием и разработкой ETL, визуализацией и анализом данных, управлением разработкой и продуктом и выстраиванием технических процессов.
Будем рады вашим вопросам по сверке данных об оплате из разных систем, визуализации данных на примере транспорта, синхронизации big-data , сопоставлению данных из разных источников, поиску аномалий и другим.
Напоминаем, как проходит прямая линия на Кью. Вы пишете вопросы в комментариях к этому посту, а во время прямой линии Борис дает письменные ответы. Задавайте ваши вопросы - авторов лучших вопросов ждут специальные призы от Яндекс Кью!
Образование+4
1 эксперт согласен
Здравствуйте! Такой вопрос, будет ли предоставляться доступ к данным для ученых, исследователей? Ведь потенциально... Читать дальше
@Ира Марголина, Здравствуйте. Да, мы дадим доступ к открытым обобщенным данным по тем проектам где внедрено наше решение. Также Вы можете воспользоваться открытыми данными по транспорту:
И вот ещё такой вопрос: как будет выравниваться технический уровень по России? Ведь городской транспорт в большинстве городов сильно отстает от московского и петербургского, требует установки оборудования и т.д.?
@Ира Марголина, IT-компания СберТройка предоставляет услуги по внедрению билетной системы на базе московской карты «Тройка» в регионах, созданию единого бесшовного пространства по всей стране, а также обеспечению дополнительных сервисов для удобства пассажира (личный кабинет и приложение «Моя Тройка») и аналитики для региональных властей. Такими образом, столичный опыт транслируется и передаётся в регионы.
Почему в автобусах иногда не проходит оплата картами Тройка и банковскими?
@Настя Федорова, Здравствуйте. Во-первых, большинство оплат в транспорте устроено по принципу офлайн, то есть средства с банковской карты списываются не сразу на терминале, а позже. Соответственно, в момент оплаты может случиться ситуация, что баланса на счете не хватит, в таком случае, карта попадет в стоп-лист. Вторая причина - "срыв" карты, дело в том, что карта – это не просто идентификатор, это микрокомпьютер, который питается полем считывателя и устанавливает с ним связь для обмена, соответственно, возможны помехи или неудачные движения картой, в результате чего, обмен обрывается. Третья причина - сбой в оборудовании, оно не получило данные для своего рейса или сломалось. 
Борис, расскажите как вы анализируете данные в своей системе?
Каждый день большое количество людей совершают поездки - эти данные как-то анализируются и визуализируются? Делаются ли какие-то выводы из этих данных? Например, предложения по оптимизации маршрута или может быть по данным видно, что какой-то маршрут очень загружен и надо пустить больше автобусов по маршруту. Или в одном регионе больше всего поездок по вторникам, а в другом по четвергам и это из-за каких-то производственных особенностей региона. Очень интересно бы об этом узнать.
@Мария Заборская, Здравствуйте. Мы используем облачную инфраструктуру и разные сервера для каждого региона. Анализ данных используется во множестве аспектов:
  1. Контроль жизнеспособности системы, например задержки между операциями, нагрузка на оборудование, состояние серверов.
  2. Отчеты внутри региона, оператор системы, перевозчики анализируют свой пассажиропоток, сбор доходов, нагрузку на транспортные средства
  3. Глобальные отчеты, для этого мы настроили миграцию и группировку данных ETL (Extract, Transform, Load) (https://ru.wikipedia.org/wiki/ETL) используя Apache Airflow сделали визуализацю с помощью Metabase (https://www.metabase.com/)
Пример визуализации оплаты проезда в течении дня на речном транспорте https://disk.yandex.ru/i/-Nr6cwF9Q8L_Xw
Как софт СберТройки помогает ускорить проход в транспорте?
@Дарья Денисенко, Здравствуйте. Мы можем организовать несколько бесконтактных считывателей в салоне так чтобы пассажир мог оплатить проезд без задержек и очередей в удобный момент, в этом случае не требуется бумажный билет или чек.
Если потребуется проверка ревизором, система сама запоминает что на этом рейсе уже была оплата с данной карты.
Для получения фискального чека можно воспользоваться личным кабинетом или QR кодом на экране терминала
Как устроена пластиковая карта для оплаты проезда?
@Аделия Сатт, бывает несколько видов карт, для примера, карта "Тройка" или "Подорожник" - это карты типа Mifare Classic 4k. Они работают как хранилище данных, внутри есть 16 секторов данных, доступ к каждому закрыт индивидуальным ключом. Разработчики договорились, какую информацию и в каких секторах они хранят. Например, уникальный номер карты хранится в нулевом секторе, баланс кошелька – в 8 секторе, абонементы – в 4 и 7 секторе. Также там хранятся данных о последних поездках, для правильного учета пересадок и секретная подпись – в каждом секторе для защиты данных от изменения.
Сама поездка происходит так:
  1. Пассажир прикладывает карту к считывателю, считыватель определяет тип карты.
  2. Считыватель проверяет не находится ли карта в стоп-листе
  3. Проверяет подлинность данных на карте с помощью специальной подписи, которая рассчитана на секретных ключах.
  4. Считыватель знает ключи доступа,  запрашивает доступ к нужным секторам, например, к балансу кошелька, проверяет, что средств хватает
  5. Считыватель уменьшает сумму баланса на стоимость поездки и записывает новый баланс на карту
  6. Специальной модуль внутри считывателя рассчитывает секретную подпись на основе всех данных что есть на карте, и записывает ее в один из секторов. Таким образом, гарантирует, что данные не поменяли хакеры или любители, кто смог узнать доступ к секторам.
  7. Считыватель в фоновом режиме отправляет данные на сервер для того, чтобы там велся параллельный учет баланса. В случае выявления мошеннический действий (например, перезапись карты из бэкапа с большим балансом и правильной подписью), карта попадает в стоп-лист.
Какие билетные решения за границей вы считаете наиболее эффективными и успешными?
@Алена Каменецких, Здравствуйте, лично мне нравятся два решения:
  1. Pay as you go - когда пассажир прикладывает карту весь день, но деньги списываются в конце дня исходя из максимально возможной скидки за пересадки и количества поездок, такой абонемент – "по факту" https://www.london-abc.ru/proezdnye-bilety#h.10cwekblq3e2
  2. FairTiq - тарификация через мобильное приложение, пассажир нажимает кнопку "поехали" в приложении, дальше свободно перемещается и в конце поездки нажимает "конец", система сама определяет транспорт, маршруты и автоматически списывает нужные тарифы, также с учетом пересадок  https://fairtiq.com/en/
Где «СберТройка» хранит данные пользователей и как использует их для транспортной инфраструктуры?
@Антонина Сурикова, Здравствуйте.
  1. Билетная система не содержит персональных данных пользователей по-умолчанию, данные могут переданы только самим пассажиром, если он добровольно зарегистрируется в личном кабинете пассажира.
  2. Данные из личного кабинета пассажира хранятся в облачном хранилище СберКлауд. Компания СберТройка соответствуют стандарту защиты даных банковских карт PCI-DSS, нормативам в соотвествии с Федеральным законом #152. Вход в личный кабинет защищен двухфакторной авторизацией.
  3. Данные пользователей мы никак не используем, кроме случаев, когда пользователь сам запрашивает данные о своих поездках, указав свою банковскую или транспортную карту.
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, как скоро в регионах появится возможность оплачивать проезд безналичным способом?
(Вопрос навеян личным опытом: нахожусь сейчас в провинции, наличные бывают редко, а безнала в транспорте нет))
@Анна Егорова, Здравствуйте, мы работаем над этим всеми силами)
Есть много сложностей, финансовых, организационных, нормативных. Миссия нашей компании запустить современную единую билетную систему по всей России.
Уже в 20 регионах запущена наша билетная система - где-то полноценно на всех транспортных средствах в городе, где-то внедрены пилотные проекты. Компания СберТройка стремится развивать и цифровизировать транспортную систему в регионах и внедрять передовое билетное решение на основе опыта Москвы по всей стране, таким образом, создавая единое бесшовное пространство для передвижения по стране. 
Насколько защищены данные пользователей при оплате проезда и пользовании личным кабинетом?
@Любовь Кобцева, Здравствуйте.
  1. Билетная система не содержит персональных данных пользователей по-умолчанию, данные могут переданы только самим пассажиром, если он добровольно зарегистрируется в личном кабинете пассажира.
  2. Данные из личного кабинета пассажира хранятся в облачном хранилище СберКлауд. Компания СберТройка соответствуют стандарту защиты даных банковских карт PCI-DSS, нормативам в соотвествии с Федеральным законом #152. Вход в личный кабинет защищен двухфакторной авторизацией.
  3. Случаев утечки персональных данных у нас не было.
  4. Данные пользователей мы никак не используем, кроме случаев, когда пользователь сам запрашивает данные о своих поездках, указав свою банковскую или транспортную карту.