С недавних пор я взял за правило задавать вопросы подписчикам своего блога. Меня, как педагога, интересует круг проблем, с которым молодые дизайнеры сталкиваются в своей повседневной жизни. Недавно я зашёл на Google форму, куда приходят письма от них… а их там уже более 3 сотен! Проанализировав заданные мне вопросы, я свёл их к трём…
Вот они:
- Как вести себя, чтобы заказчик уважительно относился к вашей работе?
- Как увеличить свою рыночную стоимость?
- Как выстроить отношения с заказчиком, чтобы не остаться без денег?
И так, разберёмся с первой заморочкой. Какую роль должен играть дизайнер в проекте? Кто он, официант в кабаке, которому заказчик-барин рисует горчицей усы ради забавы, или стратегический партнёр, разделяющий ответственность за конечный результат? Я однозначно за партнёрскую позицию, против всякого барства и горчицы, но заказчик, особенно авторитарный, часто не готов вести себя цивилизованно, выстраивая партнёрские отношения с дизайнером.
Что бы я мог посоветовать молодым дизайнерам, которые ещё не стали лауреатами «Канских львов» и не отрастили себе харизму, чтобы не превращаться в такого официанта и не «стелиться» под заказчика всякий раз?
ПРИКРОЙТЕСЬ ПОКУПАТЕЛЕМ
Это самая надёжная стратегия. Начните с изучения покупателя. Изучите его поведенческие, возрастные и социальные особенности. Тормошите вашего заказчика, он должен о своём покупателе знать всё, и поделиться с вами информацией. Если покупатель сходу не «вырисовывается», ну скажем, как в ситуации с аптечной сетью, услугами которой пользуются и школьник и цветущая дама и дряхлый старик, тогда ищите аудиторию на которую вы будете фокусироваться, она может быть либо самой платёжеспособной, либо самой многочисленной. Опишите эту аудиторию в брифе и в процессе проекта не стесняйтесь напоминать заказчику, для кого вы работаете и с чьей позиции нужно оценивать конечный продукт.
Научитесь тестировать свой продукт. В Интернете имеется множество инструментов для этого. Если заказчик адекватен и нацелен на результат, он обязательно отнесётся с уважением и к вам и к вашему продукту.
И вообще, начните интересоваться маркетингом! Уверяю вас, что эта наука совсем не сложная.
Станьте маркетингово ориентированным. Дизайнер, заряженный маркетингом, производит уже не «рисовайлинг», он производит брэндинг.
Говорите с бизнесом на языке маркетинга, он бизнесу более понятен, чем визуальный язык дизайна и помните, что заказчик всегда прав, за исключением тех случаев, когда он абсолютно не прав.
Еще короткий совет: с первого проектного дня, начните мягко воспитывать заказчика. Хорошей платформой для отношений будет, если из ваших встреч и обсуждений вы исключите такие слова, как “красиво — не красиво”, “нравится — не нравится” и начнёте работать с такими понятиями как:
Подходит, подходит не совсем, совсем не подходит.
Сравните с “нравится — не нравится” и прочувствуйте разницу.