Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Русская философская мысль до Петра I?

ОбразованиеДомашние задания
Диана Лаврушева
  ·   · 4,9 K
Сертифицированный коуч (ICF, ICM). Писатель...  · 24 мар 2023  · wapp.click/79513201746
Русская философия — это тема, которую трудно определить, потому что самые ранние известные документы на русском языке относятся только к 10 веку. В 988 году Владимир крестил Киевскую Русь, что положило начало широкому распространению грамотности и письменности (Кирилл и Мефодий). 
Среди наиболее актуальных вопросов того времени были проблемы соотношения закона и благодати, феномен русской иконы. Яркими именами того времени можно назвать Илариона ("Слово о законе и благодати", "Житие молитвенника Даниила"),  Петра Могилу, Никона, Протопопа Аввакума. Тихон Задонский, Паисий Величковский, сочинения крупных церковных иерархов – Ф.Прокоповича, С.Яворского, Ф.Лопатинского (префекта Славяно-греко-латинской академии, преподававшего там философию), митрополита Платона (Левшина) и др. Григорий Сковорода находился на стыке, но был наиболее близок именно к философскому миропониманию. До этого всё "философствование" сводилось в основном, к тому, сколькими перстами креститься, количеству просфор на проскомидии, сугубой или трегубой аллилуйи, направлению движения крестного хода… (Эх, за искренность и простую веру сожгили Аввакума. Ай-яй-яй!). 
В общем, религиозная философия в России до Петра I характеризовалась сильным акцентом на традиции, ритуале и авторитете церкви. «Аще ли кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает крестного знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша»…
Лингвист и историк русского и церковнославянского языков Борис Успенский так охарактеризовал разницу между дониконовской и послениконовской традициями:
На примере крестного знамения мы видим, что о византинизации приходится говорить лишь условно: речь идёт об ориентации на Византию, но поскольку Византии к этому времени уже не существовало, современные греки воспринимались как носители византийской культурной традиции. В результате усвояемые формы и нормы могли очень существенно отличаться от византийских, и это особенно заметно в области церковной культуры. Так, русское духовенство при патриархе Никоне переодевается в греческое платье и вообще уподобляется в своём обличье духовенству греческому (переодевание духовенства в греческое платье при Никоне предшествует переодеванию гражданского русского общества в западноевропейское платье при Петре I). Однако новая одежда русского духовенства соответствует при этом не той одежде, которую греческие духовные лица носили в Византии, а той, которую они начали носить при турках, после падения Византийской империи: так появляется камилавка, форма которой восходит к турецкой феске, и ряса с широкими рукавами, также отражающая турецкий стиль одежды. Вслед за греческим духовенством русские священнослужители и монахи начинают носить длинные волосы. Однако греческое духовенство в Оттоманской империи носило длинные волосы не потому, что так было принято в этой среде в Византии, а по другой — противоположной причине. Длинные волосы в Византии были знаком светской, а не духовной власти, и греческие священнослужители стали носить их только после турецкого завоевания — поскольку на Константинопольскую патриархию в Оттоманской империи была возложена административная ответственность, и таким образом священнослужители оказались облечены светской властью. В результате исчезает тонзура, принятая в своё время в Византии; на Руси тонзура («гуменцо») была принята до никоновских реформ (позднее она сохраняется у старообрядцев)
Профессор Н. Ф. Каптерев, рассуждая о причинах, приведших к «перемене в воззрении русских на относительное достоинство греческого и русского благочестия», отмечал:
Влияние Византии в православном мире <…> основывалось именно на том, что она была для всех православных народов востока культурным центром, откуда исходили к ним наука, образование, высшие и совершеннейшие формы церковной и общественной жизни и пр. Ничего похожего на старую Византию не представляла в этом отношении Москва. Она не знала, что такое наука и научное образование, она даже совсем не имела у себя школы и лиц, получивших правильное научное образование; весь её образовательный капитал заключался в том, с научной точки зрения, не особенно богатом и разнообразном наследстве, которое в разное время русские посредственно или непосредственно получали от греков, не прибавив к нему с своей стороны почти ровно ничего. Естественно поэтому, что первенство и главенство Москвы в православном мире могло быть только чисто внешнее и очень условное
….
Никон — личность возбуждающая во мне отвращение. Счастливее бы была, если бы не слыхала о его имени… Подчинить себе пытался Никон и государя: он хотел сделаться папой… Никон внёс смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь. Триперстие навязано нам греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней… Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа.
Серьезный вклад русских в философию начался только в восемнадцатом веке и позже. Византия была государством, которое считало себя Римской империей и называло себя таковой. Слово "Византия" было использовано историками лишь много позже. Точно так же русская средневековая философия была в основном религиозной и была связана с известной идеей XV века о том, что "Москва - третий Рим", которая предполагала, что Россия является защитницей всех православных христиан. Светская философия в России появилась только в 19 веке. На русских мыслителей оказали влияние идеи греческих философов, но они, как правило, уделяли больше внимания мистическим, а не рационалистическим идеям. В целом, традиция русской философии имеет тесную связь с религиозными традициями России и отражает уникальное сочетание культурных влияний.
Петр I, учреждая Академию наук, провозгласил в ее Регламенте (1725 г.), что «науки никакого принуждения и насилия терпеть не могут, любящие свободу». Однако мысль эта и до сих пор вызывает сопротивление некоторых общественных групп, что можно видеть, например, по комментариям здесь. 
Найти дело жизни. Уверенность. Самооценка. Самопроектирование. Персональный коучПерейти на t.me/martyncoach
уточню, автором кириллицы не являются не Кирилл и не Мефодий..там болгарин какой-то..)
пенсионер, 87 лет, политэконом и исследователь...  · 30 мар 2022
Вопрос отражает господствующее непонимание сущности философии. И его следовало бы игнорировать, если бы это не угрожало гибелью не только нашей страны, но и всего общества. А поэтому актуально откликнуться на такую его... Читать далее
То, что не внушает доверия!!!
Пенсионер, два высших образования: техническое и э...  · 15 мар 2022
Философия (букв.) — любомудрие. Мудрость же = знание + анализ информации о людских общностях (/стратах в одном этносе) и их взаимоотношениях. Единственным источником знаний до конца XVI в. была перво-наперво Библия, а... Читать далее
Железная логика нашего языка или азбучные истины:...  · 12 мар 2022
Философия — наука вредная. В русской традиции — аксиология. Основой в этой системе мировосприятия и мировоззрения служит наш язык. Проблема в том, что мы не умеем его использовать как информационный ресурс. Ссылка под аватаркой.
1 эксперт не согласен
Бред! Дремучий и беспросветный!