Кран-манипулятор, гидроманипулятор, КМУ – особенности терминологии.
В обиходе грузоподъемную технику такого типа(КМУ - крано манипуляторная установка) чаще всего называют одним словом – «манипулятор», хотя на самом деле это определение не точное, поскольку манипулятором может быть техническое устройство, не имеющее отношение к крановой технике. Что касается именно крановых манипуляторов, то обычно их разделяют на две категории по конструкции стрелы – телескопического типа (L-образные стрелы). Эти КМУ похоже на обычный автокран, но меньших размеров и грузоподъемности. Краны-манипуляторы такой конструкции имеют лебедку, что позволяет им поднимать грузы с помощью тросовой подвески крюка. Такие краны-манипуляторы впервые появились в Японии после Второй Мировой войны.
Другая категория Z-образные манипуляторы, шарнирно-сочлененная конструкция стрелы которых позволяет им компактно складываться в транспортном положении в фигуру, напоминающую латинскую букву Z Такие КМУ были разработаны в Западной Европе примерно в то же время, что и японские телескопические КМУ.
Шарнирно-сочлененные манипуляторы изначально не имели в своей конструкции лебедки - крюк был одним из вариантов съемного навесного оборудования. В настоящее время выпускаются и КМУ Z-образного типа, оснащенные лебедкой.
Чаще всего под словом гидроманипулятор подразумевают именно КМУ, хотя тут тоже не все так просто. В России принята классификация, согласно которой «гидроманипуляторами» называют грузоподъемные механизмы кранового типа, совершающие однообразные операции с коротким циклом. Также гидроманипулятор оснащен гидравлическим навесным оборудованием. Т.е. это специализированные манипуляторы для работы с бревнами, ломом. Есть даже название «лесные манипуляторы». Специфика работы таких устройств состоит в том, что для обеспечения короткого цикла оптимально маховое движение первой и второй секциями стрелы. Это предъявляет и требования к конструкции гидроманипулятора: первая секция стрелы длинная, а вторая должна быть короткой, но оптимально с небольшой телескопируемой частью, на случай необходимости переместить груз дальше, чем обычно. Классические конструкции гидроманипуляторов не позволяют им складываться за кабиной.
Таким образом, в транспортном положении гидроманипулятор чаще всего укладывают на специальный кронштейн либо спереди, либо повернув назад. Впрочем, некоторые современные специализированные гидроманипуляторы уже способны укладываться за кабиной, но их конструкция не позволяет иметь большой грузовой момент.
У лесных манипуляторов есть и другие отличия – давление в гидросистеме до 20 МПа, а
Расходы 70…90 л/мин, в то время как у многоцелевых КМУ 25-33 МПа и 10-45 л/ мин соответственно. Различия обусловлены особенностями работы, о которых мы писали выше.
И всеже, несмотря на столь большие различия, гидроманипуляторами зачастую называют КМУ, устанавливаемые на шасси бортовых автомобилей и оснащенные крюком, т.е. краны-манипуляторы!