Стрела крана-манипулятора является исполнительным элементом и важнейшей частью его силовой конструкции.
Стрела телескопического типа, т.е. короба отдельных секций выдвигаются и задвигаются друг в друга по принципу телескопа. Секции стрелы - коробчатого сечения.
Виды профилей сечения стрел кранов манипуляторов.
Исследования в области крановых стрел показали, что, чем больше граней в профиле стрелы, тем эффективнее распределяется напряжение по сечению. В конструкциях стрел кранов манипуляторов применяются различные сечения коробов секций стрел: четырёх-, пяти-, шести-, семи-, восьми- гранные профили стрел.
Плюс многогранных профилей стрелы в том, что за счет конструктивной прочности многогранную стрелу можно изготовить из более тонкого листа, и она, при тех же эксплуатационных характеристиках, что и стрела прямоугольного сечения, будет намного легче, прочнее и надежнее. Минус многогранных профилей стрелы является стоимость производства, т.к. чем больше граней в профиле стрелы, тем стоимость дороже.
В варианте 4-гранного профиля стрелы широким делают верхний пояс сечения, и толщину этой полки существенно усиливают. Считается, что такой профиль значительно снижает опасность коробления при изгибающейся нагрузке.
Причины поломок стрел кранов манипуляторов.
Наиболее частая причина поломки стрелы КМУ - перегруз. Кран манипулятор выходит из строя чаще всего из-за непонимания оператором КМУ табличек на стреле – или так называемых схем рабочих зон, согласно которым каждому весу соответствуют допустимые вылет и угол подъема.
Казалось бы, все просто, но нарушение этих правил ведет к поломке стрелы. Даже, если удается избежать серьезных повреждений – эксплуатация с перегрузкой приводит к образованию микротрещин в металле, накапливает «усталость материала», что рано или поздно приводит к разрушению, причем, когда это произойдет – предсказать невозможно.
Секция стрелы КМУ, как конструктивный элемент не подлежит ремонту в принципе! Любой ремонт, будь то сварка, гибка, локальный нагрев и т. д., - ослабляет конструкцию ремонтируемой секции (а значит и стрелы вообще), что провоцирует ее повторное разрушение. После такого «ремонта» разрушение может произойти даже при допустимых номинальных нагрузках, ведь характеристики материала уже не соответствуют заводским.
Единственный путь решения проблемы – заменить погнутую секцию стрелы на новую или бывшую в эксплуатации.