«Все прошло хорошо»: экзистенциальная трагикомедия Франсуа Озона
Новый фильм Франсуа Озона «Все прошло хорошо» хоть и остался без наград в Каннах, получил высокие оценки критиков, посчитавших, что эта картина — определенно лучшая у режиссера за долгие годы, если не лучшая вообще. Озон экранизировал одноименную книгу своей близкой подруги и соавтора сценариев «Бассейна», «Под песком» и «5х2» Эммануэль Бернхейм. «Все прошло хорошо» — история взаимоотношений Эммануэль с ее отцом Андре, известным коллекционером совриска, а также тираном и самодуром, которого на восьмом десятке после инсульта разбил частичный паралич, а потому он принял жестокое и эгоистичное решение просить дочь организовать ему эвтаназию в Швейцарии. Этот нон-фикшен в 2017 году уже перенес на экран культовый французский режиссер Алан Кавалье. Та картина была снята в совершенно иной манере — экспериментальной, интимистской — Кавалье играл отца, а Эммануэль себя. К сожалению, съемки прервались в связи с тяжелой болезнью Бернхейм. У нее обнаружили рак легких, она скоропостижно скончалась. Тем не менее фильм все равно вышел в прокат под символичным названием «Быть живым и знать об этом». Озон, напротив, пригласил на главные роли легендарных французских актеров — Андре Дюссолье, Шарлотту Рэмплинг и Софи Марсо. Они блистательно разыгрывают буржуазную семейную драму, в которой страх смерти соседствует с упоением жизнью. «Все прошло хорошо» мог бы стать активистским высказыванием в пользу эвтаназии, по прежнему не легализованной в Пятой республике. Тяжеловесной морализаторской притчей. Однако Озон не был бы Озоном, безупречным стилистом с постмодернистским бэкграундом, поэтому «Все прошло хорошо», скорее, экзистенциальная трагикомедия — смысл жизни в жизни, если она заканчивается, то не стоит тянуть с финалом.