кинокритик, главный редактор журнала «Искусство... · 13 янв 2022
Почему «Лакричная пицца» Пола Томаса Андерсона один из самых ожидаемых фильмов 2022 года?
Ощущение «Лакричной пиццы» Пола Томаса Андерсона как одного из самых громких, ожидаемых и ярких фильмов только-только начавшегося года на самом деле абсолютно субъективно и мало на чем основывается. Да, фильм побил какие-то там рекорды по сборам на один экран в США на День благодарения, когда вышел исключительно в пленочной 70-миллиметровой проекции в нескольких кинотеатрах Нью-Йорка и Лос-Анджелеса (но никакой сенсации в этом нет и с блокбастерами ему все равно не сравняться). Да, некоторые ассоциации критиков в Штатах отметили его как лучший фильм года — но другие ассоциации решили иначе, а недавний «Золотой глобус» вовсе оставил «Лакричную пиццу» без наград. Ну и что? А ничего.
Дело в том, что Пол Томас Андерсон, как и его хороший приятель Квентин Тарантино, — из числа режиссеров, которых принято называть «культовыми», а потому дополнительные атрибуты успеха (прокатные цифры, критические и зрительские рейтинги, профессиональные премии, участие в фестивалях) для него вспомогательны. У ПТА, как режиссера называют его поклонники, своя верная армия, и они ждут любой его новой картины как манны небесной. Особенно после значительного перерыва (предыдущий фильм режиссера «Призрачная нить» вышел в 2017 году!).
По мне, «Лакричная пицца» и вправду прекрасна. Не только виртуозно сделанный, как и всегда у ПТА, но удивительно легкий, воздушный, веселый фильм, пропитанный неоправданным оптимизмом первой любви. В нем много юмора и абсурда, духа бесшабашных 1970-х, музыки и авантюризма, а актеры-дебютанты в главных ролях — певица Алана Хаим из трио HAIM и сын покойного Филипа Сеймура Хоффмана Купер Хоффман — легко переигрывают Шона Пенна, Тома Уэйтса и Брэдли Купера, блистающих в эпизодах. Кино хорошего настроения и в то же время — подлинный шедевр авторского кинематографа: часто ли эти два качества совмещаются в одном фильме? Раз в вечность!