кинокритик, главный редактор журнала «Искусство... · 17 февр 2022
Берлинале-2022: итоги
Узнав, что во главе жюри Берлинале будет заседать М. Найт Шьямалан, я сразу понял, что итог будет непредсказуемым (и вряд ли мне понравится). Так и получилось – практически ни один обсуждаемый прессой и публикой фильм из конкурса не был награжден, зато самые слабые и посредственные из них попали в список лауреатов (в частности, «Все будет хорошо» камбоджийца Рити Пана, «С любовью и ожесточением» француженки Клер Дени и «Мантия из драгоценностей» мексиканки Натальи Лопез Гальярдо). Однако должен сказать честно, что при составлении условной тройки самых интересных открытий конкурса Берлинале я бы включил в нее и картину, награжденную «Золотым медведем», — сухую и горькую хронику увядания крестьянского клана Алькаррас каталонки Клары Симон, рассказавшей в игровой форме историю собственной семьи. Хотя этот фильм был бы на третьем месте: два первых я уверенно отдаю «Кусочку неба» Михаэля Коха — невероятно красивой швейцарской балладе о силе любви и непобедимости смерти, снятой на фоне задумчивых альпийских пейзажей и старинных хоралов, и «Римини» великого австрийца Ульриха Зайдля, смешному и горькому антимюзиклу о стареющем певце-жиголо, ублажающем пожилых туристок в курортных отелях посреди зимы.
Вообще, хоть все и критикуют Берлинале (и можно это понять), интересных фильмов хватало — среди них «Петер фон Кант» Франсуа Озона и «Такое лето» Дени Коте в конкурсе, российские «Продукты 24» и казахстанское «Счастье» (оба — жуткие и шокирующие) в «Панораме», японская «Кейко» о глухой боксерше и австрийский экспериментальный «Мутценбахер» в секции Encounters.