Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Киновед, кинокритик, историк кино, ведущая...  · 24 янв 2022

Кто первее: фильм или книга

Экранизации — дело непростое. Одни случаются по любви, другие — по заказу. Они почти всегда пользуются успехом и почти всегда огребают немало критических отзывов. Думаю, каждый из вас хоть раз да говорил или слышал: «книга лучше». Фанаты одних и тех же авторов требуют от фильма совершенно разные вещи. Режиссёры ставят разные задачи, писатели адаптируют собственные книги под сценарий или уже давно почили, оставив своё литературное наследние на «растерзание» молодому искусству кино (это я о Уильяме нашем Шекспире, которому на той неделе мы посвятили несколько опросов). А ещё бывает, что книга рождается после.
Во вчерашнем опросе я предложила пять вариантов и четыре фильма, которые большинству из нас давно знакомы. Какой же из них вышел раньше книги?
Проницательно и метко никто не поставил свой голос за трепетно любимых мной «Трёх толстяков». Всё верно, между сказкой Олеши, которая вышла в 1928 году, а написана была так вообще в 1924, и первой экранизацией — мультфильм Зинаиды и Валентины Брумберг 1963 года — прошло и вправду больше всего времени в сравнении с другими вариантами.
Гениальные толстяки из мультфильма
А вот дальше пошло-поехало. Скажу сразу, что правильный ответ среди фильмов есть, даже полтора. А вот последний вариант, где я игриво сравниваю советских режиссёров с Тарантино — вполне себе отдельный прецедент. Ведь книгу по фильму написал сам режиссёр. И, кстати, хорошую. О ней — «Однажды в Голливуде» — я ещё поговорю.
«Королевство кривых зеркал» вышло лидером, но и это неверный вариант. Сначала было слово, точнее повесть, и вышла она в 1951 году, за 12 лет до выхода фильма, над сценарием которого тоже работал сам Грубарёв. Повесть была очень популярна, вот и попала в руки к Роу. Тот был только рад, ведь материал как нельзя лучше подходил к уже сформированной у него стилистике: эклектичному сказочному миру, который в равной мере населяли мифические создания и прошлого, и настоящего.
«Золушка» — вариант, верный лишь наполовину. Никакой книги и не было вовсе. Всякая изданная «Золушка» Шварца — это кинокомедия, то есть вариант, написанный специально для фильма, даже специально для Янины Жеймо, исполнительницы главной роли. И — да, позвали на фильм Шварца тоже специально, хотя его предыдущая работа — «Дракон» — и была запрещена. «Золушка» стала настоящим прорывом и была одобрена всецело и властями, и народом, и деятелями искусства. И в Википедии про фильм хорошая статья.
Жеймо о время съёмок «Золушки»
Наконец, «Тимур и его команда» — вот он, единственный правильный вариант. Хотя ошибиться было легко. Гайдара экранизировали не раз: и «Чука и Гека», и «Судьбу барабанщика». Но не «Тимура». Тут Гайдар писал оригинальный сценарий, который уже потом превратился в повесть. Вот такая история. С удовольствием послушала бы и ваши, тем более, что у нас как раз сейчас и конкурс под это дело проходит!
Тимур и его команда всем шлют привет!
Старое и новое киноПерейти на t.me/dreamsorder
Кино+4
Я голосовала за Золушку
@Евгения Ворсина, «Золушка» особенная!) И я считаю, что это тоже правильно, хоть и неправильно! Но так и должно быть, Шварц же.
Не знала такого про Гайдара, вообще, звучит как-то уникально, кажется, что только сейчас после фильма книги писать в моде))
...большое спасибо автору, честно - Тимура знаю с 56 или 57 года и кино и фильм, но никогда не задумывался, что первично. Всё раннее детство прошло под именем Тимура ... и каково же было узнать школе, исторического хромого Тимура. ...ещё раз спасибо автору!
Статья хорошая, но заголовок... Во-первых, не кто, а что. Во-вторых, что за такое слово "первее"? Ну... Не надо так говорить) Аж слух режет) Без обид.