Киновед, кинокритик, историк кино, ведущая... · 14 янв 2022
Современный эпос, подростковая культура, лучший режиссёр современности и вечный Квентин Тарантино
Пятница на дворе, а значит и самое время присмотреться к самым интересным материалам за неделю! Уже сейчас видно, каким полезным нововведением Кью оказались Супертемы — лайки поползли, а вслед за ними и просмотры. И это круто, ведь теперь самые качественные ответы и посты, которые получают одобрение экспертов, может увидеть ещё больше человек!
На этой неделе появилась дополнительная информация о том, что Berlinale будет открывать фильм «Петер фон Кант» Франсуа Озона. Озон вольно адаптировал небезызвестную пьесу Фассбиндера «Горькие слёзы Петры фон Кант». Этим лёгким жестом организаторы фестиваля и остались в рамках национальной традиции, и провозгласили свою готовность к принятию нового. Посмотрим, готовы ли мы! Фассбиндера — который тоже свою пьесу экранизировл — будет ох как непросто переплюнуть!
«Горькие слёзы Петры фон Кант»
Ну а пока все с интересом следили за новостями из Берлина, почти незаметно прошёл «Золотой глобус». Премии сулят скорое закрытие, да и фильмы, если присмотреться, не поражают воображение, хотя, безусловно, достойных картин среди них много. Подробнее ознакомиться со списком призёров можно здесь. А мы плавно переходим от дел насущных к делам вечным.
Вокруг вопроса о том, будут ли через тысячи лет люди воспринимать вселенную Marvel так же, как и мы воспринимаем гомеровский эпос, возникло симпатичное обсуждение, а три следующие цитаты и вовсе можно объединить и составить отличное объёмное высказывание (хотя они и по-отдельности, конечно, хороши):
Когда оцениваем художественную ценность произведения есть важный критерий – первичность. Несмотря на то, что произведения Гомера основаны на существовавших тогда мифов, многие из них не были записаны. Поэтому тексты Гомера – единственный источник знакомства с ними. Это значит, что Гомер для нас первоисточник. Чего не скажешь про вселенную Марвел, которая заимствует героев из мифологии, а значит и у Гомера. По сути фильмы Марвел – это переработанный продукт, который является вторичным по отношению к первоисточнику. Никита Мирский
«Гомер», Лелуар
Вселенная Марвел хороша не только зрелищными спецэффектами и захватывающими сюжетами, но и тем, насколько всем универсально близки и понятны главные герои. Этот возможно, поскольку архетипы героев, по сути, всегда одни и те же, вот уже много-много сотен лет. Например, у Гомера есть персонаж-предатель - это Аякс, который не может смириться с тем, что доспехи от Фетиды, матери убитого Ахилла, достались не ему, а Одиссею. Тогда он решает под покровом ночи перебить своих соратников греков, но в дело вмешивается Афина - она лишает героя разума. Примером похожего персонажа-"предателя" во вселенной Марвел может считаться Магнето, который не согласен с тем, как видит будущее мутантов профессор Икс. Во вселенной DC отличный пример - Харви Дент. Есть персонажи-полубоги, есть трикстеры, есть мудрецы и провидцы, маги и оборотни - количество подвидов героев в мифологии огромно. Все они есть и в комикс-вселенных. Например, древнеримский бог огня Вулкан и Человек-факел, превращающийся то в дождь, то в быка Зевс и меняющий форму Мистер Фантастик или постоянно меняющая облик Мистик. Не говорю уже про прямых скандинавских богов - Локи, Тора, Одина и т.д. Поэтому, по сути, марвеловская вселенная - это современное прочтение мифов и легенд о героях и их подвигах. Гомеровский эпос - древнегреческое прочтение тех же самых сюжетов и образов. А через тысячи лет у людей будущего будет уже свое, адаптированное под знакомые им реалии прочтение. Anastasia Lisina
Бэкстейдж со съёмок «Тора»
Да, конечно, будут. Дело в том, что они и сейчас так на нее смотрт, точно так же, как древние греки - на эпосы Гомера и Овидия. Мы обычно унижаем древних греков, рассуждая об их отношении к мифологии, а они не были идиотами. Они относились к своим мифам практически так же точно, как мы сейчас. Личная вера в реальность того или иного бога была у них возможна как частное дело отдельного человека. Принесение жертв и совершение обрядов поклонения местному городскому богу было государственным долгом. Но общими для греков были именно восхищение такими же, как они, людьми, только огромными и со сверхспособностями, а песни про них и статуи были предметами шоу-бизнеса и развлечения (у них не было кино), в богов переодевались, их изображали в театре, играли в них, сочиняли про них фанфики, - всё как и сейчас. Евгений Кузьмишин
Интересно и то, что в равной мере, и новый сезон «Эйфории», и фильмы Marvel в первую очередь рассчитаны на подростков. Да и в целом подростковая культура, кажется, набирает обороты и на спад идти не собирается: пытаюсь и сама поразмыслить, не равны ли сегодня «быть современным» и «быть подростком».
А вот на вопрос о лучшем режиссёре современности, в отличие от наших отважных экспертов — Константина Кошкина, Алексея Несяева и Дмитрия Пушкарёва — сама ответить не решилась. Никогда не умела относиться с лёгкостью к вопросам о лучших, любимых, самы-самых. Хотя, кажется, Кью потихоньку вытравливает из меня эту боязнь окончательных утверждений: сама я горазда спросить о самых-самых. Вот, например, интересуюсь самыми длинными панорамами или самыми смешными дуэтами. Интересно же.
«Но всё-таки самой любимой экранной парой является дуэт Пола Ньюмана и Роберта Редфорда из культового "Бутч Кэсседи и Санденс Кид"», Владислав Туманов
Настя Фёдорова, как и было обещано, продолжает крутейшие опросы на стыке Моды и Кино. А мы вместе с Филологией рванули первым конкурсом в новом году: он про книги и их экранизации! Присоединятесь, там классные призы, смотрите сами.
Ну и вопрос-вишенка нашего сегодняшнего дайджеста посвящён Квентину Тарантино. Мне кажется, страстный поклонник кинематографа никогда не устанет объяснять, чем же хорош Тарантино, ведь режиссёр и сам такой же. Страстный киноман! Вы только посмотрите, что пишет Андрей Миллер. У меня и раньше-то вопросов не было, а теперь и подавно. На этой киноманской ноте и заканчиваю сегодняший пост.