У "Андалузского пса" нет смысла в обычном, повествовательном смысле. Это сюрное кино, которое было создано, чтобы шокировать и оскорбить чувства буржуазной публики. Луис Бунюэль говорил, что анализировать "Пса" имеет смысл только методами психоанализа. То есть, толковать его по тем же принципам, по которым последователь Фрейда толкует сны и видения пациента, чтобы понять, что у пациента в голове. Также он говорил, что "Пес" - это призыв к насилию и убийству. Возможно, создателей фильма (Бунюэль полагал, что премьера может перерасти в драку, и заранее набрал камней, чтобы закидывать ими зрителей). Иными словами, это арт-провокация. Режиссер был расстроен, что фильм приняли на "ура", а не в штыки.
Картина "Андалузский пес" была снята тогда, когда кино еще только становилось, в нем было много неизведанных горизонтов и существовал простор для экспериментов. Мне нравится считать, что Бунюэль, помимо вполне очевидных опытов с формой, пробовал нащупать границы дозволенного в кинозале.
Это вовсе не означает, что до "Пса" в кино не было секса, насилия, или отрубленных рук. Просто Дали и Бунюэль сделали эти темы не просто ключевыми в фильме, а всеобъемлющими, заполняющими все пространство каждого кадра. Отсюда и недовольство авторов тем, что фильм не просто не вызвал гневной отповеди зрителей, а стал, как можно сейчас выразиться, "кассовым хитом". Значит, не дожали, даже близко не подошли к грани.
О смысле фильма поэтому говорить неверно. Правильнее задуматься о его значении, о том, что из него может быть почерпнуто потомками-кинематографистами и потомками-зрителями. Вот здесь есть простор для трактовок и выявления родственных связей.