Одним названием тут не обойдёшься, хотя кино в СССР нас фантастикой и не баловало. Прекрасные и наивные "Отроки во вселенной", "Через тернии к звёздам" и "Москва - Кассиопея" Ричарда Викторова были хитами проката, но экранизацией не являлись и были сняты по оригинальным сценариям. Если взять период от 1945 года (окончание войны) до исчезновения СССР в 1993 году, то несомненно самой популярной, самой яркой и самой любимой экранизацией фантастики стала повесть Александра Беляева "Человек-амфибия" снятая в 1961 году Владимиром Чеботарёвым и Генадием Казанским, Всё детское население СССР смотрело этот фильм по 10-20 раз и все пели - " Нам бы, нам бы, нам бы всем на дно, там бы, там бы, там бы пить вино.....", а нечеловеческая красота артиста Коренева сразило наповал всё женское население страны. К сожалению больше такой успех не повторился ни с одним фантастическим фильмом. Хотя может быть я и не прав т.к. двухсерийный фильм Владимира Бортко снятый по фантастической повести Михаила Булгакова "Собачье сердце" в 1988 году до сих пор входит в десятку самых "обожаемых" на всём постсоветском пространстве.
Несомненно очень заметным явлением в кинематографе стали работы Андрея Тарковского. В 1972 году он экранизировал роман Станислава Лема "Солярис", а в 1979 году по повести братьев Стругацких "Пикник на обочине" снял фильм "Сталкер". Если в "Солярисе" режиссёр не сильно отступил от первоначального замысла автора и изменил только некий философский посыл фильма чем вызвал бешеное негодование Лема и обиду на всю жизнь, то в "Сталкере" он не оставил и камня на камне от сюжета и смысла повести Стругацких. Фильм вышел очень сложным для восприятия, слишком запутанным и лишённым динамики, но сделано это было при явном согласии Бориса Стругацкого входившего в сценарную группу. Так что назвать "Сталкер" полноценной экранизацией литературного произведения будет слишком большой натяжкой. Ну вот, собственно, и всё! Чудовищные экранизации "Туманность Андромеды" и "Чародеи" я здесь вспоминать не буду...
А вспоминая о отличной советской кинофантастике вообще, я бы обязательно упомянул два шедевра - "Письма мёртвого человека" Константина Лопушанского (1986) и "Кин-Дза-Дза" Георгия Данелия (1986). Но они сняты по оригинальным сценариям и в нашу тематику не попадают