Сразу скажу, что этот пост давался мне нелегко. Во-первых, потому что Германия по своим инициативам переплюнула всех. В этой стране настолько наглядно и широко представлено развитие зелёных съёмок, что объять их в одной голове довольно сложно до сих пор, а оформить в текст еще сложнее. Во-вторых, потому что чёткую историю «от А до Я» рассказать затруднительно, практики создавались в разных регионах разными людьми, поэтому выделение кого-то может показаться необъективным.
Однако, всё происходящее в мире устойчивого кино Германии настолько удивительно и захватывающе, что не написать об этом будет преступлением, поэтому я нашла решение! Как и в статье про альтернативы дизельным генераторам, я выделю для вас три компании, с которыми я сама на связи и чьи истории знаю наверняка. Очередность идет по мере нашего с ними знакомства.
Первой со мной вышла на связь Катя Шварц. Она приезжала в Россию в рамках сразу двух фестивалей кино об экологии (ECOCUP и Barentz) и читала лекции об экологичном кинопроизводстве еще в 2018 и 2019 годах. Она перевела на русский язык разбор одного кейса зелёных съёмок. Когда я первый раз его прочитала, у меня сердце забилось так часто, что пришлось даже отложить чтение ненадолго. Сам факт, что кто-то из-за границы сам по своей воле перевёл на русский такой документ только с идеей просветить людей, стал для меня первым толчком к понимаю, что именно Германия является самым главным популяризатором в мире, при этом честным и открытым.
История Кати и устойчивого кинопроизводства началась в 2010 году, когда она работала на телевизионном канале. В студии располагался автомат в шоколадками Kit Kat. В то время в Германии шла очень активная компания от Greenpeace про уничтожение среды обитания орангутангов для производства этих батончиков. Достаточно жесткая, вот ссылка:
На одном из совещаний Катя предложила заменить содержимое автомата на более этические компоненты, хотя бы локальный шоколад, произведенный в Германии. Предложение было одобрено и через какое-то время первое изменение в жизни компании свершилось. После этого директор телеканала предложил Кате Шварц заняться экологизацией студии более вдумчиво. С того времени жизнь Кати изменилась. В здании телеканала был налажен красиво-оформленный Раздельный Сбор Отходов. Вместе с Climate company они начали разработку и адаптацию углеродных калькуляторов кинопроизводства под немецкие реалии. Мы еще будем писать про эту методику в одном из следующих постов, сравнив калькуляторы разных стран.
Уже к 2011 году Кате удалось добиться первого углеродно-нейтрального сериала, а в 2013 году уже было достаточно наработок для ее лекций. Позже ей было создано агентство Tolle Idee, где Катя Шварц уже проводила полноценный консалтинг по экологичному кинопроизводству немецким кинокомпаниям.
Параллельно с этим в Германии случилось важное событие. В 2012 году местным фондом кино была разработана экомаркировка для съёмочных проектов. С 2020 года началась разработка единого стандарта для всей страны. Здесь стоит остановиться на одном важном моменте. Германия разделена на независимые регионы и чтобы добиться признания маркировок, правил, требований или любых других договоренностей между ними, нужно чтобы прошло время. Казалось бы, это должно ограничить развитие повестки в целом, но это скорее подтолкнуло на ускоренное развитие небольших экодвижений на каждой из земель.
Одним из таких можно назвать "Green Film Shooting". Хочется отметить, что именно этих ребят видно повсюду. Они выступают на всех форумах, конференциях, втягивают мир в зелёные съёмки наиболее активно. Эту большую команду возглавляет Бирджит Хейдсейк (Birgit Heidsiek). Само объединение можно уже назвать устойчивым сообществом среди кино и тв работников всего мира.
Взгляните на эти карты. На территории РФ показаны наши экокинофестивали и ссылка перевода на русский кейса от Кати, о которых говорилось выше. Туда же входят уже многие ведущие зеленые киношники, в том числе Earth Angle из Голливуда.
На их сайте можно найти кучу интересной информации: от примеров устойчивых съёмок до записей онлайн-лекций. Рекомендую всем англоговорящим ознакомиться самостоятельно, а остальным мы будем переводить по мере возможности, выкладывая лучшее на русском языке в нашей рубрике на Яндекс.Кью.
Но кто моё сердечко захватил больше всех? Это, конечно "Filmmakers For Future”, подразделение "Fridays For Future”. Самое открытое объединение в мире, собирающее в себя буквально всех, кто связан с кино и разделяет ценности сообщества. Для вступления необходимо подписать меморандум от имени осознанных киношников, где будут такие вполне очевидные экологичные заявления, как осознанное участие в защите климата и окружающей среды при выполнении своей работы. Ребята очень ждут новых членов команды из России, поэтому, если вы разделяете эти ценности и опять же владеете английским языком, то смело вступайте. После верификации вашей компании или должности в кино вы присоединитесь к Sister Mary на этом большом пустом кусочке карты! Мне там немного одиноко.
Среди прочего ребята ведут небольшой ютуб-канал, где с помощью автоматических субтитров можно посмотреть в записи вебинары про свет, пост-продакшн и много другое.
Стоит отметить, что мы этим летом наконец-то запустим Ассоциацию Устойчивого Кинопроизводства в России, взяв за основу пример FFF. На этом портале мы будем выкладывать по мере готовности инструменты экологизации процессов в кино, создадим карту и список единомышленников в нашей стране.
А еще спешим поделиться важной объявлением. Как представитель Filmmakers For Future в России, мы (Sister Mary) начинаем конкурс коротких роликов для Stories и Reels в Instagram на тему Изменения Климата, Глобального потепления. Победителям коллеги из Fridays For Future выделят микро-грант, правда сумму его пока не называют. Окончание конкурса – середина августа. По интересному совпадению, как раз к выборам в Германии. Поэтому организаторы просят воздержаться от политической окраски своих роликов. Призываю Вас, мои дорогие единомышленники из мира кино, снимать свои версии, ставить #FFFRussia и отмечать @sistermary.ru для целенаправленной отправки немецким коллегам. Старт здесь.