Одной из главных целей кино как такого является "эффект погружения" - зритель должен верить в происходящее и, следовательно, абстрагироваться от факта, что перед ним всего лишь плод воображения группы профессиональных киноделов.
Принципиальное отличие мета-фильмов от обычных фильм в том, что создатели подобных картин нарочно разными способами дают нам понять, что мы смотрим художественное произведение. Это может варьироваться от небольших известных камео, нарочно вписанных в фильм (Стэн Ли в любом фильме Марвел) или отсылок к другим произведениям автора (изображение C3PO и R2D2 в Индиане Джонсе в сцене с ковчегом), до прямого разрушение четвертой стены и демонстрации съемочной группы (Дедпул, Монти Пайтон, Священная Гора и тд). Помимо комедийного эффекта, подобный подход часто помогает сценаристам/режиссёрам делать более яркие высказывания на те или иные социальные темы, как например недавняя картина Власть Адама МакКея, где тот рассматривает политику Джорджа Буша младшего и Дика Чейни через призму политики Трампа или же Черный Клановец, где в финале события прошлого перекликаются с реальными кадрами современного Ку Клукс Клана.
То, что вы описываете — это обычный постмодернисткий приём. А речь, насколько я понял, шла о явлении более современном.
Не совсем согласен с вашим комментарием: постмодернизм в кино по сути это переваривание старых образов, приёмов и клише, создавая при этом абсолютно новые произведение. Так как это делает например Тарантино с Вестернами и B-Movies или Уэс Андерсон с его "прилизанной" стилистикой.
Метаприёмы это как раз о само-цитировании и ломании четвертых стен.
Сами эти термины обычно идут в связке с конкретным историческим периодом: модернизм неразрывно связан с модерном, постмодернизм соответственно с постмодерном. Не хотите ли вы сказать, что в данный момент мы живём во времена метамодерна?
ну только модернизм в кино и модернизм в литературе это немного разные по длине и по времени эпохи, так же как и модернизм в литературе и модернизм в живописи.
а так да, живем во времена метамодерна и постправды.