Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Можно ли причислить произведение маркиза де Сада "120 дней Содома" к наследию мировой литературы и почему?

ИсторияИскусство и культура+2
Алина Верная
  ·   · 1,7 K
Архитектурный критик  · 23 дек 2021
Разумеется, можно.
Хотя де Сад был бы против — ему не понравилась бы сама идея «наследия мировой литературы» как способа отделять хорошее от плохого. Его произведения как раз о том, насколько такие способы сомнительны.
Понятно, что не всем приятно де Сада читать (так и Достоевского не всем), не всем он понятен (так и Джойс не всем). Есть литература, которая требует и подготовки, и сил.
Но в любой серьезной истории литературы де Сад будет, а заметной части литературы XX века (французской-то точно) без него не было бы.
Немного о смысле этих произведений словами Альбера Камю (надеюсь, к нему нет претензий?):
Итак, Сад отрицает человека и его мораль, поскольку и то, и другое отрицается Богом. Но одновременно он отрицает и Бога, до сих пор выступавшего для Сада в роли поручителя и сообщника. Во имя чего он это делает? Во имя инстинкта, наиболее сильного у человека, которого людская ненависть вынудила жить среди тюремных стен: речь идет о половом влечении. Что это за инстинкт? С одной стороны, это крик самой природы, а с другой, слепой порыв к полному обладанию людьми даже ценой их уничтожения. Сад отрицает Бога во имя природы — идеологический материал для этого он почерпнет из проповедей современных ему механицистов. Сад изображает природу как разрушительную силу. Природа для него — это секс; собственная логика заводит философа в хаотическую вселенную, в которой господствует только неиссякаемая энергия вожделения. Здесь его возбужденное царство, откуда он черпает самые великолепные свои высказывания: «Что значат все живые создания по сравнению с любым из наших желаний!». Герой Сада пускается в длинные рассуждения о том, что природа нуждается в преступлении, что разрушение необходимо ради созидания, что, разрушая себя, человек тем самым способствует делу созидания в природе. И цель всех этих размышлений — обосновать права на абсолютную свободу узника Сада, осужденного столь несправедливо, что он не может не желать, чтобы все взлетело на воздух. В этом он противостоит своему времени: ему нужна не свобода принципов, а свобода инстинктов.
Спору нет, и Сад мечтал о всемирной республике, план построения которой излагает один из его персонажей, мудрый реформатор Заме. Таким образом, он показывает нам, что одно из возможных направлений бунта — освобождение всего мира. Оно будет происходить по мере того, как движение бунта станет набирать скорость, и ему будет все труднее мириться с какими-либо границами. Но все в нем противоречит этой благочестивой мечте. Другом рода человеческого его не назовешь, а филантропов он ненавидит. Равенство, о котором Сад порой заводит речь, для него понятие чисто математическое: равнозначность объектов, каковы суть люди, отвратительное равенство жертв.
Отсюда: Камю А. Литератор / Маркиз де Сад и XX век. Пер. с франц. — М.: РИК "Культура", 1992.
Александр, спасибо вам за такой развёрнутый ответ! Было интересно узнать точку зрения человека, хорошо знакомого с... Читать дальше
Телеоператор, история, туризм и ножи.  · 21 дек 2021
К наследию мировой литературы нет, т.к. не всё начертанное на бумаге является литературой. Это, скорее, некий "Сон разума..." излившийся на бумагу. В конце 18 века это было модно, вспомните "энциклопедистов". Маркиз де Сад... Читать далее
Благодарю вас за ответ! Признаюсь честно - этого произведения не читала из-за неприятия рассудком описанных сцен... Читать дальше