Роман «Мастер и Маргарита» называют антирелигиозным произведением. Кто-то им восхищается, кто-то откровенно не понимает. Но кто это придумал и кому это выгодно?
В очередной раз буду рассказывать об очевидных и поверхностных вещах в романе, на которые никто не обращает внимание. Хотя именно они и рассказывают читателю, о чем писал Булгаков, и о чем были его слова «чтобы знали».
В романе «Мастер и Маргарита» два «религиозных» сюжета: дьявол пришел в Москву, и история Понтия Пилата и Иешуа. Что в них антирелигиозного? Начнем с первой темы, что Воланд пришел в Москву «испытывать» людей.
Одно из самых гениальных произведений в мировой литературе никогда не признавалось антирелигиозным, хотя и там дьявол искушает человека. Гете писал «Фауста», когда главным рычагом воздействия и контроля за жизнью была церковь. Сравним с Булгаковым. Он пишет свое главное произведение во время полного атеизма и запрета религии. Написано тысячи произведений об искушении дьяволом человека. Так почему же ни одно из них не считается антирелигиозным, а трагедию «Фауст» наоборот, называют величайшей в мире о вере, силе духа и стремлением к жизни? Почему та же самая тема об искушении дьяволом в романе «Мастер и Маргарита» считается антирелигиозной?
Многие исследователи утверждают, что Булгаков глумится над религией, приписывая Воланду и его свите «божественные» реликвии: то сравнивая с Троицей, то описывая запах ладана, свечей и парчи в его комнате, тем самым подчеркивая, что Воланд и есть тот самый бог этого мира, который и управляет жизнью людей. На самом ли деле это так? Если мы вспомним эпиграф и главную отсылку к «Фаусту»: «я часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо», то вспомним и главную идею трагедии Гете о заключении сделки между Богом и Мефистофелем на душу главного героя. Получается, что Воланд приходит в Москву не по своей воле, а показать, доказать и заставить людей поверить в Бога: «что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?» Он подчиняется определенной силе, частью которой является. Возможно, от этого он проявляет скучающий вид, что вынужден делать то, что не хочет. Когда солнце склоняется к закату в субботу, заканчивается и время пребывания, а значит, пора возвращаться в провал, о чем напоминает Коровьев. Получается, что Воланд не приходил ни за Мастером, ни за Маргаритой, а провести темный Бал. События в Москве всего лишь «приключения» на забаву Коровьеву и Бегемоту, «изменились ли люди внутренне». Зачем нужен Бал в концепции романа? Перед Пасхой, перед воскрешением? Подчеркнуть, что мир отдан на волю дьявола смеяться над людскими пороками, как нам рассказывают? Нет. Бал нужен для контраста, показать, что отличает живого человека от мертвого. Если вообще что-то отличает. Эта живая масса людей, рвущихся на сцену за одеждой и тянущаяся за деньгами, превращается к движущийся поток к Маргарите за жизнью. По описанию Булгакова кажется, что нет отличий между московским народонаселением и гостями Воланда. А если нет, то что делает человека живым? Крем Азазелло, с помощью которого Маргарита превращается в красавицу и взлетает над обыденным, привычным миром? «…радость, которую она ощутила, как пузырьки, колющие все ее тело.» Обрати на себя внимание. Посмотри на себя. Увидь себя. Порадуйся своей красоте и юности. Антирелигиозно превращаться в ведьму? Неужели Маргарита должна была превратиться в ангелочка? Тогда это бы не вписывалось в концепцию Булгакова о романе: о мыслях и чувствах, человек становится тем, о чем и как думает. Маргарита превращается в ведьму «от горя и бедствий, поразивших ее".
По-булгаковски, должна быть та самая искра, которая и позволяет взлетать, получать удовольствие от жизни. Но насколько его искра совпадает с искрой Гете? «Он эту искру разумом зовет…» Получается, что искра Булгакова – это чувства, то, что испытывает человек: отвращение, ненависть, презрение, страх, интерес, любовь, страсть. Интересно, что писатель анализирует чувства и мысли своих персонажей. На Берлиоза нападает страх, «чтобы бежать с Патриарших куда глаза глядят», но он остается и читает Бездомному лекцию. Римский только и думает, как подсидеть Лиходеева, но вместо этого ищет его по всей Москве, Поплавский думает о квартире, а спрашивает о смерти Берлиоза. При этом Маргарита и думает, и говорит о Мастере. Эврика! Мысли и действия должны совпадать с чувствами. Фраза Маргариты «не думайте ни о чем» как раз о том, что человек использует свои мыслительные способности не по назначению, героиня уже знает, что мыслями можно загнать себя в депрессию, как она себя корила полгода после исчезновения Мастера. Бездомный, Мастер и Маргарита рефлексируют о прошлом, кто что сделал, не сделал, и ругают себя за это. «Мастер и Маргарита» не о наказании людей, а о демонстрации, что даже если за каждым человеком стоит сделка между Богом и дьяволом, то в атеистическом мире люди наказывают сами себя. В атеизме нет веры, а, значит, нет и смысла быть хорошим и заслуживать Рай. Только никто не предупредил, что при отсутствии веры, теряется и смысл жизни. Человек чувствует себя мелким и ничтожным. Как Гелла называет Сокова? «Маленький человек», который втайне ненавидит окружающих и травит осетриной второй свежести. Если у Достоевского «маленький человек» - жертва обстоятельств, которая гордится своими несчастьями, то Булгаков показывает, на что способна жертва, если ей дать власть. Как ведет себя Степан Богданович, Прохор Петрович, Аркадий Аполлонович, Никанор Иванович, и прочие «власть» имущие? На самом деле они властители жизни? Что их толкает на злоупотребление служебным положением в своих личных целях? Вчерашний директор Варьете заискивающе улыбается перед Воландом и просит, чтобы его алкогольные похождения остались между ними. Николай Иванович просит, чтобы его жене не рассказывали о полете с голой домработницей Наташей, которую он называл Венерой. Если все атеисты, то почему же всем так стыдно признавать свои действия? Почему прячут свое истинное отношение друг к другу, чтобы получить желаемое? Наступает царство истины, когда в сердцах и душах царит тьма.
Сеанс в Варьете – не про обнажение пороков, а про отношение людей к себе, если подарки не делают лучше, и люди не изменились, то какой смысл в этих подарках? Поэтому людей возвращают в исходное состояние и показывают, что люди стесняются себя самих, потому что демонстрация тела - о слабости и уязвимости. Гости на Балу у Воланда не стесняются своих тел, которые возвращаются к жизни, они празднуют эту короткую жизнь на ночь в любом состоянии. Для обычного человека оказаться обнаженным, означает быть осмеянным. Если тело можно обнажить, все мысли и поступки можно скрыть, чтобы никто и ничего не узнал. Как раз нужен Воланд, который знает все мысли людей, может их контролировать и управлять.
При этом, когда сеанс черной магии заканчивается разоблачением Семплеярова, никто не кричит, что в этом виновата темная сила, которая подкинула взятку, толкнула Берлиоза под трамвай, раздела людей донага, подкинула фальшивые деньги. Воланд дарит все материальные блага людям, чтобы эти бедные несчастные почувствовали себя счастливыми хоть ненадолго, почувствовали себя достойными и денег, и одежды, и получили возможность измениться и стать лучше. Проверка. Но что с ними происходит? Просят оторвать конферансье голову. Каждый раз, когда персонажу дается возможность проявить себя по-новому, деньги исчезают или меняют форму – в подтверждение действий и поступков. Если ни деньги, ни одежда не может сделать их лучше, зачем нужно материальное? Если вспомнить похожий библейский эпизод про манну небесную, когда евреев учили доверию и благодарности богу, то в этом эпизоде Булгаков показывает, что «…ничему не научились». Поэтому исчезает одежда после разоблачения и после приговора «обычные люди», а не потому, что люди пришли в Варьете в Чистый четверг, как нам говорят некоторые исследователи.
Исторически с момента публикации романа «Мастер и Маргарита», исследователи и читатели восхищаются историей о Пилате и Иешуа, и именно в этом и видят главную «антирелигиозность» произведения, что автор посмел во время атеизма написать его. Сам факт затрагивания подобной темы и делает роман вызывающим. Разберем.
Иван Бездомный пишет свою антирелигиозную поэму, что Иисуса не существовало как личности. Для Булгакова сама эта идея является вопиющей, и он вызывает Воланда, как главного «историка». Роман признан антирелигиозным из-за одной фразы, которая опрокидывает все церковные постулаты: «ничего подобного я не говорил… путаница будет продолжаться долгое время». Сама идея, что люди неправильно истолковали учения Иисуса, уже отталкивает от этого произведения представителей церкви.
Что антирелигиозного в сюжете Пилат-Иешуа? О Царстве истины? Или о добрых людях? Нет. В празднике Пасхе. Роман «Мастер и Маргарита» не может быть антирелигиозным только по одной причине. В этой истории главные герои: прокуратор Иудеи Понтий Пилат, первосвященник иудейский Иосиф Каифа, - значит, и иудеи Иешуа, Левий Матвей и Иуда. События происходят в Ершалаеме, историческая Палестинская территория обитания иудеев. Речь не о христианстве, и не о воскрешении. А об иудаизме и празднике Песах, который отмечают, как символ обретения свободы после выхода из Египта. Иуду убивают в ночь этого праздника, когда он идет к родным. «Но и их Иуда разглядел смутно, ему показалось, что над Ершалаимом засветились десять невиданных по размерам лампад, спорящих со светом единственной лампады, которая все выше поднималась над Ершалаимом, – лампады луны». В ночь на 4 нисана, как раз на день Исхода освобождают Пилата, а значит, речь идет о свободе и освобождении. Если роман Мастера о Пасхе иудейской, следовательно, в Москве не может быть ни Чистого четверга, ни Страстной Пятницы, ни воскресения, ни «антирелигиозных» идей. Мастер и Маргарита не воскресают после Фалернского вина, а обретают свободу от мира. Как говорит Иешуа: «смерти нет», и они переходят в мир духов.
Булгаков антирелигиозно напомнил читателям, что христианская Пасха о спасении души и ее воскрешении. Кто воскрешает в романе? Гости Воланда или Мастер с Маргаритой?
Существовал такой человек, Иешуа Га-Ноцри, который утверждал, что все люди добрые и принял смерть на кресте, пожертвовал собой. Впоследствии из этого зародилось направление, которое Левий Матвей неправильно истолковал. Вся антирелигиозность романа «Мастер и Маргарита» сводится к тому, что людям дали религию, но не веру, и используют их для достижения желаемых целей. Людям рассказывают о грехах, делают маленькими и жертвами обстоятельств. Как жить, чтобы не грешить? Как рассказать мужу, что ты его не любишь, но не хочешь портить ему жизнь, потому что ничего плохого он не сделал? Как перестать бояться, что вскроются махинации с деньгами жилтоварищества? Может, антирелигиозность в том, что зло Воланда по сравнению со злом людей считается «благом»? Поэтому Воланд и считается «благодетелем»? По сравнению с собственными наказаниями, куда люди загоняют себя собственными мыслями и поступками, деяния Воланда воспринимаются, как справедливость и восстановление баланса жизни. «Каждому дано по вере его». Людям рассказывают о любви, но в браке речи не идет о взаимных чувствах. Вспомним истории Никанора Ивановича, Пелагеи Антоновны и Николая Ивановича и его жены. Где там любовь? Людей учат быть свободными, при этом не неся ответственность за собственные поступки, и используя служебное положение для достижения цели.
А если власть имущие тоже жертвы, то у них виноват кто угодно: Коровьев, который подкинул деньги, тот, кто присылает осетрину второй свежести. Но если ты атеист, и сам управляешь своей жизнью, то почему не признаешь свою ответственность? Может, в этом антирелигиозность произведения? Если ты отрицаешь существование Бога, то почему не признаешь собственные ошибки? Если атеизм предполагает, что человек занимает место Бога, то тогда человек должен обладать выдающимися чертами характера, которые позволяют ему выделяться из всех. Неужели это… Маргарита? Что же делает ее особенной из 122 московских Маргарит? Желание отравиться или умереть во имя любви «потому что жизнь ее пуста»? Если в христианстве смерть является спасением от грехов, то люди явно что-то напутали с жертвой во имя любви. Нужна ли она? Изначально, встреча Мастера и Маргариты происходит, когда героиня стремится свести счеты с жизнью, и потеряв Мастера, она возвращается к своей прежней страдальческой жизни, где она сидит, мечтает о нем, все еще тихо ненавидит Латунского, но при этом все еще жива.
Да, для Бала нужна хозяйка, но особенная. Наверное та, которая чувствует бессмысленность жизни и одновременно стремится к чему-то высокому. К любви, например. Другие спокойно довольствуются земной жизнью. А та, которая хочет умереть, но при этом придает смерти возвышенную цель - умереть во имя любви, уже представляет ценность для Воланда, только при этом она своей ценности не знает. Воланд пытается ей показать, что ее поступок бесценен, но Маргарита обесценивает и его. «Просить? Ни за что.» Хотя в душе она ждет награду. Если бы Азазелло не поманил ее Мастером, решилась ли она на это? Вряд ли. Маргарита боится принимать решения, но при этом отлично страдает: «да, я лгала, жила двойной жизнью, но за это нельзя наказывать так жестоко…». Булгаков спрашивает: это та самая любовь, настоящая, верная, вечная? Если есть та женщина, которая хочет умереть за любовь, то пусть и жертвует собой. Делает ли Маргариту ее поступок аналогичным поступку Иешуа? Нет. Потому что Иешуа верит: «Бог один. В него я верю». Маргарита не верит: «ни на что в мире больше надежды нет». Жертва Иешуа во имя Бога, жертва Маргариты – во имя Мастера, которому не нужна ни любовь, ни творчество. Жертва во имя любви не спасает ни Мастера, ни Маргариту, потому что героиня идет на жертву от отчаяния, а Иешуа спокойно смотрит смерти в глаза. Для Булгакова высшая ценность отдать жизнь во имя чего-то великого, но не для того, чтобы обрести награду за жертву.
Поэтому Воланд не властен ни над Мастером, ни над Маргаритой, он не может дать им надежду, веру, воскресить к жизни, но может дать материальное благополучие и покой в смерти. Поэтому за их души просит Левий Матвей. Им нужно слишком много, но Богу они не подвластны из-за неверия, а в обычной жизни они не получат ни любви, ни удовлетворения от жертв. Отсюда и возникает идея покоя. Если есть свет – как рай и высшее достижение души Иешуа, есть тьма смерти и тьма души, которой правит Воланд, то есть покой, где можно отдохнуть от тягот жизни.
И пока Воланд ждет Левия Матвея с просьбой о покое, читатель уже знает, что Бог есть, и даже Воланду приходится вершить его власть в Москве, будучи противником света.
«Мастер и Маргарита» - глубочайшее философское произведение о смысле человеческой жизни, что каждый заслуживает жизнь своим отношением, мыслями и поступками. Булгаков специально внедряет в свой сюжет многочисленные символы и артефакты из религии, чтобы показать на их примере, что есть религия, которая управляет и контролирует людьми, а есть вера, которая ведет по жизни, дает силы, вдохновение и любовь. Каждый выбирает самостоятельно, как ее прожить, чему и как посвятить.