Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Прав ли Ф. М. Достоевский, проводя своих героев через скорби? (Братья Карамазовы)

Известно, что через страдания человек "очищает" душу от грехов. В «Братья Карамазовы» у каждого гг есть свои страдания.
Нужно привести аргументы как за, так и против* (прав ли Достоевский, поступая так со своими персонажами).
Русская литератураСочинения+2
Квакер
  ·   · 7,3 K
Навсегда ничего не бывает.  · 20 апр 2022
Вера и безверие — основная тема романа Достоевского "Братья Карамазовы".
Главным условием человеческого существования Достоевский считал отношение человека к Богу, его духовную связь с Творцом, которая проявляется через восприятие мира, отношение с окружающими, обществом в целом, в отношении к себе и близким. Убеждённый в неразрывной связи религии и нравственности, писатель видит путь спасения человека в его духовном совершенствовании на основе христианства.
В эпиграф романа “Братья Карамазовы” Достоевский выносит слова Христа из Евангелия от Иоанна: “Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода” (12:24). То есть, нельзя воскреснуть, не умерев.
В эпиграф не включена вторая, “расшифровывающая”, часть: “Любящий душу свою, погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем, сохранит ее в жизнь вечную” (12:25). Опущенная часть разворачивается в романе духовными исканиями героев.
Идея этого гениального произведения - ВОЗМОЖНОСТЬ победы человека в извечной борьбе"божьего" и "дьявольского", которая происходит в душе каждого.
Эта возможность даруется не всем. Только тем, кто осознаёт свои пороки, кто способен к покаянию.
Ф. М. Достоевский, проводя своих героев через скорби и мытарства, несомненно, прав. Писателю важно было донести своему читателю мысль: только от самого человека зависит, на какой стороне духовного света он окажется.
В романе три брата, которых писатель изображает как духовное единство. Это соборная личность в тройственной структуре: начало рассудка воплощается в Иване - логике и рационалисте, прирожденном скептике и отрицателе; чувственное начало представлено Дмитрием; в Алеше намечен идеал человека, обладающего волей, человека, которому Богом дарована свобода выбора. В братьях Карамазовых мы видим воплощение мысли Достоевского о том, что в каждом человеке доброй черте противостоит своя недобрая, подобно как каждому предмету в солнечный день противостоит отбрасываемая им тень. У законных сыновей Федора Павловича есть незаконный брат Смердяков. В том нет добрых черт, есть только черты чёрта. Он и сливается с чёртом в ночных кошмарах Ивана. Смердяков - воплощенный соблазн и олицетворенный грех Ивана и Дмитрия. Чёрт не умеет раскаиваться, не способен совершенствоваться, а значит, его удел смерть: духовная и физическая. Поэтому, заставив своего антигероя совершить самоубийство, Достоевский, конечно же, прав.
Важная роль в идейном замысле романа отводится писателем Ивану и Дмитрию Карамазовым.
Иван по аналогии с Библейским сюжетом - Фома Неверующий. В этой аналогии заключен очень важный смысл. Иван попадает под влияние искушений разума. Он атеист. Умом Иван выбирает “ад”, но сердце велит иное. Иван не восклицает как Фома:” Господь Мой и Бог Мой!” - но то, что он идет доносить на себя - символ духовного покаяния и христианской жертвенности. Мучительная медлительность “восхождения на крест”, “муки гордого решения” - это тяжкое и противоречивое высвобождение из духовного “ада” безверия. “Неистовый вопль” во время признания Ивана на суде, можно истолковать как изгнание из его души чёрта- беса.  Достоевский утверждает, что от “расколотости” с Богом спасает только порыв ко Христу. Поэтому духовное движение Ивана не завершается “горячкой и беспамятством”, это ещё не итог “пути” или “знак” полного краха личности. “Зёрна, падшие в землю” его души, уже “умерли”, он стал по-библейски “ненавидящим душу свою”, но пути жизни для него остаются открытыми.  
“Полем битвы” божьего и дьявольского" становится "нравственно широкая натура“ Дмитрия Карамазова, его душа. Дмитрий, обвинённый в отцеубийстве, на самом деле никого не убивал. Его, по мнению самого героя, спас ангел-хранитель. Но “Бог мучит” Митю, герой ощущает свою вину в высшем смысле. Именно душе Дмитрия Карамазова, по замыслу писателя, предстоит символически умереть под тяжестью совершённых грехов и символически воскреснуть под влиянием раскаяния и любви. Дмитрий Карамазов, несмотря на буйство натуры, страстность и греховные намерения, своими скорбями и душевными мучениями вызывает сострадание автора, так как герой смог увидеть собственные поступки в ином, христианском, смысле, понять свою порочность, раскаяться и принять суд земной как расплату за свою греховность.
Таким образом, Достоевский абсолютно прав, поступая так со своими персонажами. Именно так он подводит читателя к мысли, что человеческая природа, хоть и создана по образу Божьему, доступна всем искушениям; что обращение к Христу, жизнь по заповедям Божьим - это порыв к естественности и целостности, к самосовершенствованию, то есть созданию себя по подобию Божьему.
Квакер, хочу попросить Вас сообщить об оценке этой работы, так как до сих пор не уверена в том, что правильно... Читать дальше
Навсегда ничего не бывает.  · 18 апр 2022
Не корректный вопрос. Автор не может быть правым или неправым, так или иначе поступая со своими героями, потому что поступки его героев служат  замыслу его произведения. Уточните вопрос.
Одни их страдания приводят к Богу, других уводят от Бога навсегда. В перовом случае это Митя, во втором Иван... Читать дальше
Инженер-проектировщик в сфере генеральных планов,...  · 18 апр 2022  · dzen.ru/teo_feo_greenhouse
Конечно прав. Аргумент: это его герои. Что хочет - то с ними и творит. 
Хорошо не там где нас нет, а там где мы делаем хорошоПерейти на dzen.ru/teo_feo_greenhouse
Тех авторов, которые творят, что хотят, знают только их жены и близкие друзья. Даже до региональной славы им... Читать дальше
Писатель. Проблемы семьи, социалка.   · 21 апр 2022
В романе "Братья Карамазовы" все герои больны безумием в разной степени тяжести, но победить неразумие удается полностью только двоим. Мите и Грушеньки. Инструмент и лекарство - любовь. Достоевский не уверен, как мне кажется... Читать далее