Вера и безверие — основная тема романа Достоевского
"Братья Карамазовы".
Главным условием человеческого существования Достоевский считал отношение человека к Богу, его духовную связь с Творцом, которая проявляется через восприятие мира, отношение с окружающими, обществом в целом, в отношении к себе и близким. Убеждённый в неразрывной связи религии и нравственности, писатель видит путь спасения человека в его духовном совершенствовании на основе христианства.
В эпиграф романа “Братья Карамазовы” Достоевский выносит слова Христа из Евангелия от Иоанна: “Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода” (12:24). То есть, нельзя воскреснуть, не умерев.
В эпиграф не включена вторая, “расшифровывающая”, часть: “Любящий душу свою, погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем, сохранит ее в жизнь вечную” (12:25). Опущенная часть разворачивается в романе духовными исканиями героев.
Идея этого гениального произведения - ВОЗМОЖНОСТЬ победы человека в извечной борьбе"божьего" и "дьявольского", которая происходит в душе каждого.
Эта возможность даруется не всем. Только тем, кто осознаёт свои пороки, кто способен к покаянию.
Ф. М. Достоевский, проводя своих героев через скорби и мытарства, несомненно, прав. Писателю важно было донести своему читателю мысль: только от самого человека зависит, на какой стороне духовного света он окажется.
В романе три брата, которых писатель изображает как духовное единство. Это соборная личность в тройственной структуре: начало рассудка воплощается в Иване - логике и рационалисте, прирожденном скептике и отрицателе; чувственное начало представлено Дмитрием; в Алеше намечен идеал человека, обладающего волей, человека, которому Богом дарована свобода выбора. В братьях Карамазовых мы видим воплощение мысли Достоевского о том, что в каждом человеке доброй черте противостоит своя недобрая, подобно как каждому предмету в солнечный день противостоит отбрасываемая им тень. У законных сыновей Федора Павловича есть незаконный брат Смердяков. В том нет добрых черт, есть только черты чёрта. Он и сливается с чёртом в ночных кошмарах Ивана. Смердяков - воплощенный соблазн и олицетворенный грех Ивана и Дмитрия. Чёрт не умеет раскаиваться, не способен совершенствоваться, а значит, его удел смерть: духовная и физическая. Поэтому, заставив своего антигероя совершить самоубийство, Достоевский, конечно же, прав.
Важная роль в идейном замысле романа отводится писателем Ивану и Дмитрию Карамазовым.
Иван по аналогии с Библейским сюжетом - Фома Неверующий. В этой аналогии заключен очень важный смысл. Иван попадает под влияние искушений разума. Он атеист. Умом Иван выбирает “ад”, но сердце велит иное. Иван не восклицает как Фома:” Господь Мой и Бог Мой!” - но то, что он идет доносить на себя - символ духовного покаяния и христианской жертвенности. Мучительная медлительность “восхождения на крест”, “муки гордого решения” - это тяжкое и противоречивое высвобождение из духовного “ада” безверия. “Неистовый вопль” во время признания Ивана на суде, можно истолковать как изгнание из его души чёрта- беса. Достоевский утверждает, что от “расколотости” с Богом спасает только порыв ко Христу. Поэтому духовное движение Ивана не завершается “горячкой и беспамятством”, это ещё не итог “пути” или “знак” полного краха личности. “Зёрна, падшие в землю” его души, уже “умерли”, он стал по-библейски “ненавидящим душу свою”, но пути жизни для него остаются открытыми.
“Полем битвы” божьего и дьявольского" становится "нравственно широкая натура“ Дмитрия Карамазова, его душа. Дмитрий, обвинённый в отцеубийстве, на самом деле никого не убивал. Его, по мнению самого героя, спас ангел-хранитель. Но “Бог мучит” Митю, герой ощущает свою вину в высшем смысле. Именно душе Дмитрия Карамазова, по замыслу писателя, предстоит символически умереть под тяжестью совершённых грехов и символически воскреснуть под влиянием раскаяния и любви. Дмитрий Карамазов, несмотря на буйство натуры, страстность и греховные намерения, своими скорбями и душевными мучениями вызывает сострадание автора, так как герой смог увидеть собственные поступки в ином, христианском, смысле, понять свою порочность, раскаяться и принять суд земной как расплату за свою греховность.
Таким образом, Достоевский абсолютно прав, поступая так со своими персонажами. Именно так он подводит читателя к мысли, что человеческая природа, хоть и создана по образу Божьему, доступна всем искушениям; что обращение к Христу, жизнь по заповедям Божьим - это порыв к естественности и целостности, к самосовершенствованию, то есть созданию себя по подобию Божьему.