Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Директор по развитию ЦДК  · 18 янв 2022

Как продвигать "сложные" фильмы

Все, чем занимается Центр документального кино – это нишевый прокат. Мы выпускаем и показываем фильмы, которые имеют довольно узкую аудиторию. Картины, которые могут стать зрительскими, но изначально интерес аудитории к ним не всегда очевиден. Это очень похоже на инди-прокат, который начал развиваться в Штатах около 10 лет назад. Пионером этой истории была компания A-24, которую основали несколько классных мужчин из Калифорнии, Дэвид Фенкель, Джон Ходжес и Даниель Катц, уйдя со своих высокоприбыльных должностей в корпорациях. На начальных этапах их деятельность не пользовалась доверием, но, буквально через 3 года, фильмы, которые они выпускали в прокат, начали завоевывать Оскары.
В России прокатом нишевого, часто можно услышать термин «странного», кино занимаются, например, A-One и ЦДК. У ЦДК своя специфика — это документальное кино. Внутри нашей ниши мы выделяем несколько категорий фильмов по уровню сложности проката. Первое — это байопики, фильмы, рассказывающие о жизни известных личностей (например, картины Азифа Кападиа — «Эми», «Диего Марадона»). Это та категория, которую прокатывать легче всего. В случае «Эми», валовый сбор был колоссальный, нам пока так и не удалось его побить (потому что на рынке были более кассовые релизы). Здесь все просто: есть классный человек, у него захватывающая биография, и на ней все немного паразитируют.
Вторая категория — это картины, посвященные острым социальным вопросам, эко и политической повестке. То, что сейчас упорно снимает Netflix. С ними работать не так сложно — опираешься на определенный недостаток общества и пытаешься всем намекнуть, что нужно действовать, чтобы с землей не случилась катастрофа.
Самые сложные фильмы для проката, на мой взгляд, — это фильмы, в которых подано исключительно авторское видение, даже если это видение именитого режиссера. Также я бы отнесла сюда фильмы на темы, которые срезонировали в истории очень давно, и они больные. Все, что касается войны, голода, Холокоста, террора, ГУЛАГа. Во-первых, сложность заключается в том, что, зачастую зрители приходят за развлекательным контентом или эдьютейментом. Но эти работы даже эдьютейментом назвать очень сложно.
Например, фильм, над прокатом которого мы сейчас работаем, — это «Бабий Яр. Контекст» Сергея Лозницы. Картина будет выпущена ЦДК в ограниченный прокат с 27 января. «Бабий Яр» состоит исключительно из кадров хроники 40-х годов и ничего более. В нем есть вкрапления цитат Василия Гроссмана и некоторые авторские ремарки, связанные с историческим контекстом. Он великолепно смонтирован, но мне сложно представить, что аудитория «побежит» смотреть этот фильм. Мы должны зрителя сильно заинтересовать. С похожей ситуацией ЦДК столкнулся, прокатывая картину «Анна Франк. Параллельные истории».
Изначально мы зацепились за фигуру рассказчика — Хелен Миррен. Я начала звонить агенту актрисы в Лос-Анджелес, предлагая Хелен записать видеообращение для российской аудитории. После полутора месяцев сообщений на автоответчик, агент присылает мне на почту видео с подписью «You won». Это стало нашей точкой опоры — мы использовали ролик во всех социальных сетях и отправляли партнерам в медиа. Также к выходу фильма мы организовали спецпроект, в котором медийные личности читали отрывки из дневника Анны Франк. В проекте приняли участие Чулпан Хаматова, Равшана Куркова, Рената Литвинова и множество других известных актрис. Важно понимать, что вокруг данной категории фильмов важно сохранить баланс между целостностью рассказанной истории и ее «упрощением» для пиар-компании. Записанные нами видео имели сугубо неразвлекательный посыл — актрисы в роликах могли плакать, что вызывало у зрителей определенный отклик. В итоге, для своей ниши картина неплохо собрала в прокате.
Противоположный по сложности кейс — прокат фильма «Варда глазами Аньес» Аньес Варда. Несмотря на то, что мы скооперировались с Третьяковской Галереей и мощным ритейлером, завезли две тонны песка для прессвола — заинтересовать публику биографией известной женщины-режиссера нам не удалось. Казалось, все было продумано до мелочей, но в прокате фильм собрал не так уж и много.
Нам очень важно говорить о сложных вещах и рассказывать важные истории. «Бабий Яр. Контекст» — одна из них. 27 января, в Международный день памяти жертв Холокоста, Центр документального кино выпускает в ограниченный прокат фильм режиссера Сергея Лозницы. В картине, полностью смонтированной из архивной хроники без закадрового голоса, восстанавливается контекст «забытой» трагедии 29 и 30 сентября 1941 года — тогда по приказу немецкого руководства, без какого-либо сопротивления со стороны местного населения, в овраге Бабий Яр на севере Киева были расстреляны больше 33 тысяч евреев.
Кино+3