Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Специалист по таможенному праву и международной...  · 29 нояб 2021

Новые возможности для переработчиков иностранного сырья

Для удовлетворения потребностей отечественных производителей – экспортеров, осуществляющих переработку иностранного сырья, материалов и комплектующих, таможенным кодексом ЕАЭС установлена таможенная процедура переработки на таможенной территории. Суть ее состоит в том, что иностранные товары ввозятся без уплаты таможенных пошлин и налогов, подвергаются переработке, а затем продукты переработки вывозятся за пределы ЕАЭС.
Казалось бы, льготные правовые условия созданы, используй и радуйся, отечественный переработчик. Но почему-то на практике эту таможенную процедуру используют всего порядка 5% производителей. Так что пошло не так? Давайте попробуем разобраться.
Для наглядности, в качестве примера возьмем условный монотоварный перерабатывающий «Завод», изготавливающий трубы из иностранных трубных заготовок. При этом поставщик сырья и покупатель труб могут быть разными лицами из разных стран. Предположим, что «Завод» ввез из-за рубежа партию трубных заготовок на сумму 1 млн. долларов (ставка импортной пошлины – 5%, НДС – 20%).
«А теперь, - как говорил известный персонаж из м/ф «Дюймовочка», - уважаемые кроты, давайте посчитаем».
Вариант 1. Пессимистичный. Существующая проза жизни.
При таможенном оформлении ввоза трубных заготовок уплачено в бюджет:
Пошлина = 1 000 000 * 5% = 50 000 дол.
НДС = (1 000 000 + 50 000) * 20% = 210 000 дол.
ИТОГО: 260 000 дол.
Несомненно, по окончании цикла переработки, вывоза за рубеж произведенной продукции бухгалтерия «Завода» подаст документы в налоговую службу на возмещение НДС, и после длительных камеральных проверок его получит, но на несколько месяцев сумма НДС (210 тыс. дол.) будет выведена из оборота, а сумма пошлины навек «успокоится» в бюджете.
Вариант 2. Оптимистичный. Использование процедуры переработки на таможенной территории.
При таможенном оформлении ввоза руды в бюджет не платится ничего. Таможня даже не праве взимать сумму обеспечения уплаты таможенных платежей, так как ввезенное сырье сохраняет статус иностранного товара.
При вывозе из страны готовой продукции нулевая ставка экспортной пошлины применяется ко всей стоимости товара.
Более того, на согласовании в Правительстве РФ находится законопроект, согласно которому экспортируемые продукты переработки не будут помещаться при вывозе под таможенную процедуру транзита с его обеспечительными мерами и волокитой при оформлении.
В сухом остатке: предприятие ничего не платит в бюджет, готовый товар - за границей, прибыль и оборотные средства - у предприятия.
А теперь наложите этот простенький пример на масштабы своего производства! Впечатляет, скажете вы, но все же почему столь очевидными льготами не пользуются производители? Причин, по моему мнению, здесь несколько:
  1. Сложность составления заявления на получение разрешения таможенных органов на использование процедуры. В процессе его подготовки нужно учесть массу параметров и характеристик товаров, рассчитать и обосновать нормы выхода конечной продукции, определить возможные остатки сырья, а также образовывающиеся отходы, которые также необходимо оформить в таможенном отношении. Очень важно правильно определить конечные сроки использования процедуры. Такую работу под силу совершить только команде из технологов, плановиков, экономистов, а порой и логистов. Тем не менее при желании всё это можно сделать. Не боги горшки обжигают.
  2. Порой банальное нежелание руководства предприятия «заморачиваться» с таможней. Преодолевается здравым смыслом и экономическими расчетами.
  3. А вот сейчас самое главное! Большинство предприятий-переработчиков (из тех 95%) ввозит из-за рубежа комплектующие, сырьё и материалы, которые невозможно идентифицировать в конечной продукции. Ни один эксперт не сможет однозначно утверждать, что экспортируемые трубы были изготовлены из трубных заготовок, поступивших именно по декларации на товары №… То же можно сказать и о безномерных комплектующих. Я уже не говорю о материалах, которые полностью используются в процессе переработки (катализаторы, растворители, лакокраска). А ведь наличие возможности идентификации ввезенного сырья в продуктах переработки является одним из основных условий выдачи таможней разрешения на переработку.
Статья 167 Таможенного кодекса ЕАЭС гласит, что в целях идентификации иностранных товаров в продуктах их переработки могут использоваться следующие способы:
  1. проставление декларантом, лицом, совершающим операции по переработке, или должностными лицами таможенных органов печатей, штампов, нанесение цифровой и другой маркировки на иностранные товары;
  2. подробное описание, фотографирование, изображение в масштабе иностранных товаров;
  3. сопоставление предварительно отобранных проб и (или) образцов иностранных товаров и продуктов их переработки;
  4. использование имеющейся маркировки товаров, в том числе в виде серийных номеров;
  5. иные способы, которые могут быть применены исходя из характера товаров и совершаемых операций по переработке…, в том числе путем исследования представленных документов, содержащих подробные сведения об использовании иностранных товаров в технологическом процессе совершения операций по переработке…, а также о технологии производства продуктов переработки, или путем проведения таможенного контроля во время совершения операций по переработке...
Как видим, 4-ый способ хорош, когда нанесены серийные номера на комплектующие, или на худой конец имеется номер партии. 1-ый способ весьма затратен и проблематичен, особенно в отношении навальных, сыпучих и подобных им грузов. 2-ой и 3-ий способы размыты и неясны для исполнения как для заявителя, так и для таможни, так как не существует соответствующих методик и рекомендаций.
А вот 5-ый способ, назовем его для краткости «документальная идентификация», при всей его на первый взгляд кажущейся сложности мог бы стать универсальным. Ведь с его помощью можно было бы идентифицировать любой иностранный товар в продуктах его переработки. Но это возможно только при наличии разработанной заявителем и принятой таможней методики такого контроля. На деле же всегда было так: заявитель не может разработать и предложить таможне методику, потому что таможенники не знают, какая методика устроит их самих, а также их вышестоящее начальство. Поэтому все прошедшие годы способ «документальной идентификации» не принимался во внимание вообще.
Но революция в переработке всё же произошла! Команда специалистов группы компаний JUST разработала универсальную методику документальной идентификации, позволяющую однозначно отследить прохождение иностранных товаров по всем этапам производственного процесса. Методика уже прошла апробацию на двух десятках предприятий и не вызвала отторжения у таможенных органов. В итоге результаты впечатлили всех!
Бизнес и менеджмент+3