Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
PR и коммуникации. Продюсер книжных проектов в...  · 10 июл 2021

Монография «Русский балет Дягилева» — об истории великой балетной труппы

Привычному для нас образу русский балет во многом обязан антрепризе Сергея Дягилева, за которой закрепилось название «Рус­ские сезоны» или же «Русские балеты», «Ballets Russes», как было напи­сано на их афишах.
История балета XX века не знала труппы, которая оставила бы в ней столь же глубокий след, как Русский балет Дягилева. Он просуществовал не так уж и долго — с 1909 по 1929 год, — но за эти два десятилетия успел превратить балет в живое, современное искусство. Русский балет создал первые образцы классики XX века: «Шопениана», «Жар-птица», «Петрушка», «Послеполуденный отдых фавна», «Весна священная», «Парад», «Свадебка», «Лани», «Аполлон Мусагет», «Блудный сын», — которые живут на сцене и по сей день. В этой труппе были взлелеяны выдающиеся хореографы XX столетия Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Бронислава Нижинская и Джордж Баланчин, благодаря творчеству которых Русский балет определял развитие хореографии вплоть до 1970-х годов.
Истоки дягилевской труппы лежат в России — на родине ее первых танцовщиков и всех ее хореографов. Тем не менее Русский балет никогда не выступал в России, а с 1909 года вообще не имел со своей страной никаких официальных связей. Труппа была детищем Запада, начиная с названия.
Монография Линн Гарафолы, профессора кафедры танца Колумбийского университета, члена Американской академии искусства и науки, ведущего специалиста по истории русского балета, раскрывает перед нами подробную историю великой труппы. Она начинается в России конца XIX века и заканчивается в Западной Европе эпохи джаза. Она включает в себя политические и художественные революции, а также Первую мировую войну.
«Пусть из балетов, созданных его труппой, ныне продолжают исполняться не более дюжины, дягилевское наследие остается жизнеспособным. Несмотря на то что остальные постановки канули в Лету, разделив судьбу, которой удалось избежать лишь малому числу балетов, идеи, лежащие в их основе, остаются актуальными и художественно плодотворными. Эти идеи составляли кредо Дягилева — хотя сам он вряд ли использовал бы это слово. Он нес их с собой из Петербурга в Париж, из одной гастрольной поездки в другую; они диктовали его выбор, был ли он юным денди, зачинателем «Мира искусства», или солидным барином, проницательным руководителем Русского балета. С самого начала он верил в то, что высокое искусство обладает силой, достигающей глубины души и способной передать индивидуальные чувства артиста зрителям», — Линн Гарафола.
Литература+3