PR и коммуникации.
Продюсер книжных проектов в... · 10 июл 2021
Монография «Русский балет Дягилева» — об истории великой балетной труппы
Привычному для нас образу русский балет во многом обязан антрепризе Сергея Дягилева, за которой закрепилось название «Русские сезоны» или же «Русские балеты», «Ballets Russes», как было написано на их афишах.
История балета XX века не знала труппы, которая оставила бы в ней столь же глубокий след, как Русский балет Дягилева. Он просуществовал не так уж и долго — с 1909 по 1929 год, — но за эти два десятилетия успел превратить балет в живое, современное искусство. Русский балет создал первые образцы классики XX века: «Шопениана», «Жар-птица», «Петрушка», «Послеполуденный отдых фавна», «Весна священная», «Парад», «Свадебка», «Лани», «Аполлон Мусагет», «Блудный сын», — которые живут на сцене и по сей день. В этой труппе были взлелеяны выдающиеся хореографы XX столетия Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Бронислава Нижинская и Джордж Баланчин, благодаря творчеству которых Русский балет определял развитие хореографии вплоть до 1970-х годов.
Истоки дягилевской труппы лежат в России — на родине ее первых танцовщиков и всех ее хореографов. Тем не менее Русский балет никогда не выступал в России, а с 1909 года вообще не имел со своей страной никаких официальных связей. Труппа была детищем Запада, начиная с названия.
Монография Линн Гарафолы, профессора кафедры танца Колумбийского университета, члена Американской академии искусства и науки, ведущего специалиста по истории русского балета, раскрывает перед нами подробную историю великой труппы. Она начинается в России конца XIX века и заканчивается в Западной Европе эпохи джаза. Она включает в себя политические и художественные революции, а также Первую мировую войну.
«Пусть из балетов, созданных его труппой, ныне продолжают исполняться не более дюжины, дягилевское наследие остается жизнеспособным. Несмотря на то что остальные постановки канули в Лету, разделив судьбу, которой удалось избежать лишь малому числу балетов, идеи, лежащие в их основе, остаются актуальными и художественно плодотворными. Эти идеи составляли кредо Дягилева — хотя сам он вряд ли использовал бы это слово. Он нес их с собой из Петербурга в Париж, из одной гастрольной поездки в другую; они диктовали его выбор, был ли он юным денди, зачинателем «Мира искусства», или солидным барином, проницательным руководителем Русского балета. С самого начала он верил в то, что высокое искусство обладает силой, достигающей глубины души и способной передать индивидуальные чувства артиста зрителям», — Линн Гарафола.