Система обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) в России продолжает меняться: массовое повышение стоимости запчастей, дефицит иностранных деталей, новые справочники и, как следствие, расширение тарифного коридора. Поэтому
рост цен на полис ОСАГО ощутили на себе даже самые добросовестные водители. Но повышение стоимости обязательной автомобильной страховки, вероятно, продолжится в 2023 году.
На будущий год планируется повышение лимитов по жизни и здоровью, а также отмена учёта износа запчастей, что приведёт к росту цен на полис. Кроме того, камеры научатся штрафовать за езду без ОСАГО, а сам штраф за такое нарушение могут увеличить в шесть раз. Мы пообщались с представителями Российского союза автостраховщиков (РСА) и собрал все нововведения, которые готовятся в системе ОСАГО в 2023 году.
Рост цен на полис ОСАГО
Стоимость страхового полиса на автомобиль зависит от многих факторов и основывается на базовой ставке. Последняя должна укладываться в тарифный коридор, утверждённый Центробанком. Год назад предельные значения коридора составляли от
2224 до 5980 рублей. Но в сентябре 2022 года тарифный коридор расширили на 26% в обе стороны и сегодня он составляет от
1646 до 7535 рублей. Страховая компания по своим параметрам выбирает базовую ставку из этого диапазона и добавляет к ней стандартные коэффициенты — так формируется
цена полиса.
Предполагалось, что добросовестные водители смогут получить ещё большую скидку за безаварийное вождение, однако на деле страховщики не используют самую низкую границу коридора. Больше двух десятков опрошенных Журналом Авто.ру водителей заметили повышение цены на полис в среднем на 500-5000 рублей в своей же компании. Поэтому многие впервые за несколько лет были вынуждены поменять страховщика — новым клиентам компании часто дают более выгодные условия.
В 2023 году стоимость автомобильной страховки может увеличиться снова. Очередное расширение коридора вполне возможно, если этого потребуют обстоятельства — так на запрос Журнала Авто.ру ответили в РСА.
«То, как будет себя вести стоимость ОСАГО в следующем году, в первую очередь будет связано со стоимостью запчастей. Нам бы очень хотелось, чтобы их стоимость не росла, но если этот рост в следующем году продолжится, то, к сожалению, страховым компаниям придётся в этом случае корректировать стоимость полиса», — заявили в Российском союзе автостраховщиков.
Почитать ещё: Параллельная новинка года-2022: её выбираете вы!
Повышение лимитов и отмена учёта износа
На стоимость полиса ОСАГО влияют не только цены на запчасти. Если страховые компании начнут выплачивать больше за травмы и гибель пассажиров в результате ДТП, то эта финансовая нагрузка в итоге также ляжет на плечи автомобилистов. При этом многие водители поддерживают идею повышения лимитов возмещения по жизни и здоровью до 2 млн рублей вместо нынешних 500 тысяч рублей.
«Одна из обсуждаемых задач в части развития ОСАГО — повышение лимитов возмещения и отмены износа. Эти изменения уже достаточно давно обсуждаются, и, конечно, лимиты слишком низкие — особенно в части возмещения вреда жизни и здоровью. Если по ОСАГО он составляет 500 тысяч рублей, то по другим обязательным видам страхования — 2 млн рублей. Если будут меняться лимиты, то, вполне возможно, что изменится и тарифный коридор. В результате будет незначительный рост страховых премий для добросовестных владельцев, и существенный — для недобросовестных», — пояснили в РСА.
Оба предложения (изменение лимитов и отмена учёта износа) давно готовы, но весь 2022 год откладывались, чтобы не повышать финансовую нагрузку на граждан. Но в 2023 году страховщики всё-таки должны будут перестать учитывать износ. Это значит, что при расчёте выплат страховщики будут начислять более крупные суммы возмещения, исходя из справочников запчастей.
Измениться в 2023 году могут и условия ремонта по ОСАГО. Страховые компании активно лоббируют разрешение использовать в своих сервисах исправных б/у запчастей. Например, если в ДТП у автомобиля пострадал бампер, страховые компании хотят добиться разрешения на то, чтобы заменить его таким же, но целым и от другого автомобиля.
Почитать ещё: Как ввезти машину из Германии самостоятельно: список обязательных шагов и сколько это стоит
Штрафы с камер и ДТП без справок
Не первый год страховщики совместно с ГИБДД обещают водителям штрафы с дорожных камер за езду без ОСАГО. Система пока не работает, так как обе структуры не успели наладить электронное взаимодействие. Как пояснили в РСА, страховщики надеются запустить систему штрафов с камер за отсутствие ОСАГО в 2023 году.
Помимо этого, прорабатывается сотрудничество ГИБДД и страховщиков по части предоставления документов о ДТП. С осени 2022 года для водителей законом предусмотрена возможность (по согласованию со страховщиком)
не предоставлять справку об аварии, так как страховая сама может запросить документ в ГИБДД. На практике это правило применимо только в тех городах и регионах, где страховым компаниям удалось наладить взаимодействие с локальными подразделениями Госавтоинспекции.
Как пояснили в РСА, если страховая всё-таки
запрашивает справку, значит она не может получить её самостоятельно, либо это займёт слишком много времени, а на урегулирование убытков отводится определённый срок. Поэтому клиент заинтересован получить и предоставить справку самостоятельно.
Почитать ещё: Ошибки в постановлении, из-за которых можно отменить штраф
Единый полис ОСАГО для России и Белоруссии
Создать
единый полис ОСАГО в соседних странах обещают к середине 2023 года. К такому решению пришёл парламентский союз двух государств. Правда, проекты изменений в закон об ОСАГО и другие нормативные документы пока не представлены. Скорее всего, законодатели займутся этим после Нового года.
На первом этапе национальное ОСАГО сохранится, а возможность использовать его в другой стране будет предоставляться как дополнительная услуга. При этом международный полис «Зелёная карта» тоже останется в продаже. Как пояснили в РСА, условия и стоимость общего полиса будет определяться в зависимости от гражданства страхователя. Порядок выплат планируют рассматривать согласно законодательству той страны, где произошла авария.
Как общий полис между странами повлияет на стоимость страховки, пока неизвестно. Некоторые компании считают, что за объединённый полис ОСАГО по России и Белоруссии клиентам придётся что-то доплатить. Другие уверены в том, что цена меняться не должна.
Почитать ещё: Восьмилетний Mitsubishi Lancer Evolution, который почти не ездил, продают на Авто.ру
Новый штраф за езду без ОСАГО
Группа депутатов из Санкт-Петербурга разработала поправки в КоАП, согласно которым
штраф за езду без ОСАГО может возрасти до
3-5 тысяч рублей. Законопроект могут рассмотреть и принять в 2023 году. И РСА идею повышения штрафа поддерживает, хотя реальные перспективы предложения страховщикам оценить сложно.
«На протяжении уже почти 18 лет действия закона не менялся штраф по ОСАГО, он равен 800 рублей, а при быстрой оплате — 400 рублей. Величина штрафа должна быть сопоставима со стоимостью страховки. Отсутствие полиса является серьёзным нарушением, из-за которого в первую очередь страдают невиновные участники дорожного движения. Штраф должен быть максимальным, до 5 тысяч рублей — для тех людей, которые не страхуют свою ответственность, не исполняют свою обязанность, это должно стоить дорого», — прокомментировали в РСА.