Поскольку предыдущий пост под №80 был газетной уткой, он заменен на картинку из российской жизни. Спасибо всем, кто помог установить источник.
ПО РОССИИ
Некто г. Тамарин рассказывает в «Слове», какое впечатление произвела на него так называемая «Исаакиевская пустынь» (Яросл. губ. Пошехонского уезда), где находится чтимая народом чудотворная икона Божьей Матери. По наблюдениям г. Тамарина, монахи этой пустыни не занимаются ни земледелием, ни хозяйством, ни ремеслами, а всецело поглощены беспробудным пьянством.
«При самом входе в обитель, - рассказывает г. Тамарин, - из-за поворота выросла черная фигура в подряснике, скуфейке, но босоногая и без признаков нижнего белья; очевидно, мы видели перед собой одного из иноков обители.
- Переложил!..
Этого чернец мог и не пояснять: голос, поступь и специфический аромат от него говорили красноречивее слов.
Очевидно, его чересчур угостили в селе, и теперь бедняге придется, наверное, плохо от игумена.
- Зачем же вы переложили? – спрашиваю его.
- Потому, нахожусь в запое.
- Ну, а игумен, я думаю, не хвалит за это?
- Что игумен! У нас по праздникам чуть не вся братия пьет, но у меня хуже всех: у меня запой…
- А долго ваш запой продолжается?
- Да уж месяц обязательно.
- А сколько у вас запоев в году?
- Да вот как: месяц трезвый, а другой – пьяный.
- А сократить нельзя?
- Невозможно. Без водки со мной сейчас удар случится, и ночью я, коли трезвый, угрожающие голоса слышу… Игумен человек хороший, но он хоть и сам пьяница, да не настоящий и запоя не понимает, не понимает, что нельзя от запоя отстать…»
При посещении кельи о. игумена г. Тамарин с грустью убедился, что и игумен был пьян, однако же не до бесчувствия, так что поддерживать разговор все-таки мог.
По поводу пьянства своих иноков игумен рассказал, что один из братии приучил пить водку козла; напьются и заснут оба. Козел проснется и ткнет хозяина рогами в бок; хозяин встанет – и оба опохмеляются; другой монах стал приучать к тому же теленка, но игумен не допустил: «Вырастет из телки корова, да пьяная налижется, что она тогда наделает», - урезонил игумен монаха.
При дальнейшем разговоре Тамарин спросил, найдется ли трезвый монах, чтоб отслужить молебен перед копией чудотворной иконы.
Игумен послал келейника поискать.
Тот вернулся и сказал, что никто не идет, потому, де, что не «в силах».
Игумен захихикал, рассказал два-три анекдота из монашеской жизни и пошел служить сам…
«Орловский вестник», №104, 1906 год