«Желание», как образ будущего, принимаемый в настоящем.
Тема «желания» привлекла мое внимание тем, что начала попадаться часто в поле моего восприятия, вызвала интерес. Тут и поднявшаяся в интернете тема «Марафонов желаний», Елены Блиновской, которая на схеме пожелай и вселенная тебе ответит, а если нет – значит, неправильно желал, зарабатывает миллионы. Да и вообще инфобизнес в большинстве своем построен именно на «желании», как по их утверждению основе мотивации и личностного роста в принципе. Конечно, тут немалую роль сыграло внедрение маркетинговых стратегий в этот инфопродукт, который продуктом является все-таки больше, чем образовательной программой. Есть и научные статьи, диссертационные работы на тему «желания», они рассматривают его не только, как производное психических процессов и свойств человека, но и как часть конструкта модели будущего, наиболее приемлемого для себя. Рассматривая психический феномен «желания», хочется упомянуть так же цитату по Э. Фромму: «Стремление к чуду и тайне, никогда не умрет в человеке, оно живет в нем на самых глубоких уровнях психики». Если вернуться к «желанию», как основе инфобизнеса, да и вообще системе работы маркетинга, это выражение Э. Фромма обретает новые смыслы.
В психологии можно встретить такие определения желания как – осознанное влечение, отражение потребности, внутреннее переживание которое перешло в активную мысль об осуществлении чего либо, или возможным обладанием объекта желания. В некоторых определениях желание характеризуется, как средняя степень воли, между простым хотением и обдуманным решением или выбором. Желание может выступать, как конкретизированная потребность, форма этой потребности зависит от культурного уровня и личностной структуры человека, от его социальной среды, особенностей ценностей принятых в обществе, стране или регионе его проживания. Желание часто связанно с внутри личностным напряжением, которое его породило и через реализацию желания, человек стремиться от этого напряжения избавиться. Уже упомянутый выше Э. Фромм, который исследовал с неопсихоаналитической точки зрения социальные и экономические процессы в обществе, одной из причин появления желаний видел: «Разрыв в психологической и экономической эволюции приводит к ситуации, в которой психологические потребности не могут быть удовлетворены обычными экономическими действиями».
Желание обладает побуждающей силой, оно обостряет осознание цели будущего действия, ускоряет построение плана его достижения. Желание перерастает в мотив деятельности тогда, когда возникает отчетливое осознание потребности. Это целостный конструкт, в который входят не только объекты желания, но и план получения желаемого, приемлемые индивидуально личностью возможные пути удовлетворения потребности, которая переросла в мотивированное желание. Самые глубинные желания – это желания импульсивные, они достигают сознания в чистом инстинктивном виде, обходят цензуру сознания и личностные ценности человека. Возможность перехода таких желаний в действие или поведение зависит от структуры личности человека, ее развитости и целостности.
То есть «желание» может быть, как и средством манипуляции над человеком, обращаясь к его природной тяге к чуду и тайне, психологической неудовлетворенности, которая спроецирована на экономическую ситуацию собственной жизни. Но при этом оно так же может быть и средством построения реальной приемлемой для человека модели будущего, которая поможет ему реализоваться. Стоит помнить, что желание появляется из внутреннего напряжения, а в какую мотивацию это напряжение будет реализовано, зависит уже от нашей личности, ее ценностных ориентаций, желаемого будущего и индивидуальных личностных смыслов.
Часто путь к осознанности - это путь формирования мотивированных желаний. Ваш психолог (психодинамические и КИП направление психотерапии) Сидоров Р.И. телеграм @ruslanpsycho
Моя полная публикация статьи по ссылке:
«Желание», как образ будущего, принимаемый в настоящем.