Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Магистр математики, методист, педагог, тьютор  · 31 окт 2021  · asmmath.ru

Занимательная комбинаторика для младших школьников

В силу профессии постоянно пополняю свою библиотеку интересными книжками по математике. Недавно стала богаче еще на одну книжку И.Б. Румянцевой и И.И.Целищевой «Занимательная комбинаторика для младших школьников». На данный момент я приобрела первый выпуск из серии четырех книг издательства ИЛЕКСА, посвященный сложному и важному разделу математики — комбинаторике. Книга была издана в 2020 году, содержит семьдесят две страницы.
Сама идея написать и выпустить серию книг, посвященную комбинаторике — замечательная. Сейчас активно популяризируется математика среди школьников и взрослых, тема достаточно актуальная и полезная.
Структура книги мне понравилась. Задания объединены в занятия. Всего в первом выпуске предлагается двадцать семь занятий. От занятию к занятию сложность заданий постепенно увеличивается. Так, из опыта практики, я могу сказать, что только в первом выпуске серии можно найти задания и для дошкольников и для школьников третьего-четвертого класса. Занятия построены так, что ученик постепенно учится логически мыслить и рассуждать, активно участвует в процессе посредством рисования, раскрашивания, ответов на вопросы преподавателя или решения спичечных головоломок. В книге много красивых иллюстраций и она не перегружена текстом. Это является безусловным достоинством.
Книга начинается с элементарных задач, позволяющих научиться сериации, а заканчивается задачами, вводящими в понятия сочетаний и размещений. При этом авторами учитывается, что ребенок младшего возраста может не дать полного ответа на поставленный вопрос, но точно «пощупает» его примерную величину. Так в задании 3.а) занятия 26 первого выпуска предлагается рассадить шесть птичек на два дерева, рассмотрев все возможные варианты рассадки. Но в задании 3.б) автор просит указать лишь несколько возможных вариантов рассадки шести птичек на три дерева, учитывая, что целевая аудитория маленьких слушателей пока не готова увидеть полное решение.
Мне особенно понравились задания на спичках, когда из имеющейся конструкции спичечных квадратов требуется убрать определенное количество спичек, чтобы, не трогая другие, получить меньшее определенное количество спичечных квадратов. Такие задачи, особенно на очном уроке, очень нравятся школьникам, так как напонимают игру.
В конце книги приводятся ответы на большинство заданий, что, безусловно, облегчает работу педагога и помогает спроектировать занятие со школьником более эффективно. Я рекомендую прочитать все ответы перед началом совместной работы со школьником. Это позволит лучше понять авторов и суть задания, а также верно направить ребенка на решение конкретной задачи. В любом случае, конечным фактором успеха является мастерство и профессионализм педагога.
Я бы рекомендовала авторам пересмотреть ответ на вопрос задания 4 занятия 13. В данном задании предлагается сосчитать количество 1) квадратов 2) прямоугольников на одном приведенном рисунке. Учитывая, что авторы в контекстве других задач верно считают, что любой квадрат является и прямоугольником также, я бы посоветовала придерживаться этой канвы решения и исправить ответ для количества прямоугольников, которые можно найти на рисунке.
Среди незначительных моментов я бы выделила следующие. Немного точнее формулировала бы некоторые задания. Так, в задании 1 занятия 2 необходимо «определить предметы по форме» и на рисунке предлагается несколько предметов. Мне была бы комфортней такая формулировка как «определи форму приведенных предметов», если я верно истолковала суть задания (на данное задание ответов и пояснений не приводится). Педагогу было бы полезно увидеть более подробный ответ на задание 3 занятия 10. Нумерация подпунктов ответов на задания 2, 4 занятия 14 должна соответствовать нумерации подпунктов самих заданий. В задании 1 занятия 18 мне было бы комфортней увидеть, что рыбки одного размера имеют разную раскраску. Так, на мой взгляд, ребенку на первом этапе легче пояснить понятие сочетаний (различаем элементы исходной совокупности или нумеруем их, но не различаем порядка внутри выборки). В формулировку задания 2 занятия 21 добавила бы столько пустых таблиц для ответа, сколько существует вариантов, чтобы направить школьника.
Ну, и, конечно, очень бы хотелось иметь такую книжку в цветном варианте. Я считаю, что для детей младшего возраста важно видеть красивые изображения в цвете.
Я прочитала все задания и абсолютно уверена, что буду применять эту книгу на своих занятиях. Я считаю, что книга будет полезна репетиторам по математике, педагогам, руководителям математических кружков начальной школы, родителям для погружения маленьких детей в процесс комбинаторных размышлений.
В заключение отмечу, что обязательно приобрету остальные книги серии «Занимательная комбинаторика для младших школьников» в свою копилку. После приобретения книг материалами разрешается пользоваться на занятиях и кружках.
Благодарю авторов за этот полезный и актуальный труд!