— К какому специалисту следует обращаться в первую очередь при возникновении суставных болей?
— К семейному доктору. Или к участковому терапевту, на данный момент именно он является аналогом семейного доктора. Но, если честно, зная российскую специфику, я государственной медицины вообще боюсь. Я израильский гражданин и продолжаю в Израиле платить медицинскую страховку. И лечиться здесь я могу только у знакомых врачей, с которыми работаю вместе. Они, так же, как и я, имеют иностранные медицинские лицензии. Например, к нашему семейному доктору я с удовольствием обращусь, а к участковому терапевту в поликлинику не пойду никогда.
Очень большая ошибка российской публики — попытка самому себе поставить диагноз и самому попасть к узкому специалисту. Ведь что такое семейный доктор? Это регулировщик, который определяет, к какому специалисту тебе отправиться. Десять докторов, из них девять скажут: «Это не по моей части» и только один скажет: «Это мой случай». А ведь можно то же самое сделать не с десятью, а с двумя врачами — прийти к семейному доктору, а он уже отправит к тому, к кому надо.
Если вы не доктор, не надо ставить себе диагнозов. В Израиле был один очень скандальный случай, когда российскую пару лишили родительских прав. Они приехали в Израиль, их ребенок заболел ветрянкой — совсем маленький, едва начал ходить в детский сад. И они его намазали зеленкой, как это делали все в России, и отпустили гулять. Соседи увидели пятнистого ребенка и вызвали полицию, потому что решили, что над ребенком издеваются. Родителей арестовали. Потом, когда на следствии выяснилось, что они не издевались, а лечили ветрянку, их отпустили, но в суде лишили родительских прав. Потому что судья спросил: «У вас есть медицинская лицензия?» — «Нет». — «А как же вы лечили без лицензии? Вы нарушили права ребенка на квалифицированную медицинскую помощь». На мой взгляд, это не чересчур строго — это нормально. Потому что не надо самому себя лечить. Так же как не стоит самому чинить телевизор, разбирать двигатель машины. Проблем не будет, если каждый будет заниматься своим делом.
Даже я, будучи доктором во многих областях медицины, при возникновении проблем иду к знакомому семейному доктору и прошу: «Посмотри, что ты думаешь о таком». Он говорит: «Сходи к хирургу». И я иду к хирургу.
— Возможна ли умеренная физическая нагрузка, такая как пилатес или йога, до выяснения причины болей в суставах, или стоит от нее воздержаться?
— Если при болях в плечевом суставе поставлен диагноз, например, «переартроз», то физические нагрузки показаны. Медицина не стоит на месте, и совместно с доктором без всяких внутрисуставных инъекций сегодня можно вылечить переартроз плечевого сустава. Но это надо делать с доктором. Существует огромное количество видов боли, при которых нельзя заниматься спортом. Но это должен определить доктор.
Не надо брать на себя ответственность. Чем у человека выше ответственность перед самим собой за свое здоровье, за свой организм, тем он дольше живет — это научно доказано. Почему люди с высшим образованием живут дольше людей со средним? Потому что люди с более высоким уровнем IQ, интеллектуально продвинутые, более ответственно относятся к своему здоровью.
— Какие действия человек может предпринять самостоятельно в случае наступления боли?
— При болях в животе, да и вообще, где бы ни болело, нельзя прикладывать грелки! Например, если у человека катаральный или флегманозный аппендицит и он приложит грелку, то когда он окажется в больнице, у него будет гнойный абсцесс. Лучше при неясных болях приложить холод.
— А как быть в случаях с суставной болью или, например, когда шею продуло?
— Я не знаю такой нозологической формы «продуло». Чаще всего принимают за «продуло» корешковый синдром. Это значит, не так поспал, не так повернулся, где-то мышцу прихватило, либо после массажа, либо после неудачных тренировок и так далее. Могу сразу сказать — от того, что человек стоял рядом с форточкой, мышца на заболит. Это все шаманство, подобные «медицинские представления». По поводу холода надо проконсультироваться у доктора. Но греть нельзя точно!
По поводу представлений о медицине есть такая история-шутка. Существует диагноз «истерия». Это от слова «утрус» — матка, потому что греки были уверены, что истерия возникает тогда, когда матка со своего привычного места уходит в пятки. И они очень эффективно лечили истерию тем, что били по пяткам палкой или прижигали раскаленным железом. Истерические припадки прекращались моментально. Иногда абсолютно неверное представление приводит к положительным результатам.
Но вот по поводу диагнозов «продуло», «просквозило» и прочего... Например, стояла на остановке в короткой юбке и схватила воспаление придатков — это чушь полная, такого не бывает. Чаще всего, если человек переохладился и схватил насморк, то он схватил насморк, потому что в нос попали микробы и вирусы. А к холоду или к жаре это не имеет никакого отношения.
— Какие методы лечения боли в спине вы считаете наиболее эффективными? Как вы относитесь к нетрадиционным способам лечения болей в спине?
— Любой болевой синдром требует диагноза. Потому что боль в спине может вызвать простой радикулит, а может — метастаз. Когда пациент приходит и говорит: «У меня боль в спине и стреляет в ногу», и понятно, что это радикулит, пациент отправляется на МРТ для исключения страшной болезни. У женщин после менопаузы из-за остеопороза бывают переломы позвоночника на ровном месте, и они тоже могут вызывать болевые синдромы.
Нельзя сказать «методы лечения боли». Боль — это не диагноз, боль это даже не синдром, это симптом. В медицине есть симптомы — это признаки, они складываются в синдромы, а из синдромов уже складываются болезни. Боль в спине — это просто симптом, если ставится диагноз «радикулит», то это синдром, но еще не болезнь. А болезнь может называться «грыжа межпозвоночного диска», или «дегенеративные изменения позвоночника», или «перелом позвоночника», или «метастаз в тело позвонка». Но боль в спине может быть не связана с позвонками — может быть, это почка. А может быть, даже инфаркт. И человек с инфарктом идет на массаж и говорит: «Помассируй, что-то у меня спина болит». Надо себя любить, надо быть очень ответственными, и прежде чем начать лечить боль, надо понять ее природу — и только после этого лечить.
Что касается нетрадиционных методов лечения, то это шаманство — все эти пиявки, иголки, гомеопатия. Эффективность этих методов — 50%, здесь работает эффект плацебо — либо поможет, либо нет. Если человек верит, что ему помогут иголки, пусть сходит. Особенно если это какой-нибудь пациент-ипохондрик и ему себя нечем занять. Но бывают трагические случаи: я видел одну пациентку, которая угодила в реанимацию, потому что решила полечиться «пчелками», когда жало втыкают. Она пришла к знахарю, чтобы полечить радикулит, он пообещал вылечить пчелами. Пациентка сказала, что ее в детстве укусила пчела и лицо опухло, на что он ей ответил, что у него «гипоаллергенные пчелы». Единственное, надо отдать ему должное — он сразу вызвал скорую. И ей повезло, что скорая приехала быстро и вовремя доставила в реанимацию задыхающуюся женщину — ей чуть ли не трахеотомию делали, потому что у нее был отек Квинке, аллергический отек гортани.
На пиявки тоже может быть аллергия. Я бы, например, не хотел, чтобы в мое тело внедрялись всякие биологические существа в виде пиявок, просто потому что это мощнейшие аллергены. Так же как и змеиный яд — абсолютно бесполезная вещь, пришедшая из Средневековья. Кто хочет жить в Средневековье, когда в наше время космические корабли летают? Человек должен понимать, что это просто дополнение к нормальной конвенциональной медицине.
Есть очень показательный пример: в СССР был очень знаменитый йог, пропагандист йоги по фамилии Леви. Он написал много книг про йогу, про меридианы в организме, о том, как перетекает энергия. Я тогда только начинал работать доктором, и как раз в реанимации, где я проходил интернатуру, он «благополучно» скончался от разлитого перитонита. Потому что у него была обычная болезнь — аппендицит, но вместо того, чтобы обратиться к доктору, сделать простую операцию и через несколько дней быть дома, он в течение двух недель дыхательной гимнастикой и всякими упражнениями себя обезболивал. В результате, когда он попал в больницу, он уже был в коме с разлитым гнойным перитонитом, и, несмотря на то, что мы живем в эру антибиотиков, спасать его было уже поздно.
Также известный трагический пример — Стив Джобс: рак поджелудочной железы. Но он был буддистом, и он буддистскими мантрами и буддистской диетой восемь месяцев пытался избавляться от боли и лечить рак поджелудочной железы. И когда он все-таки обратился к врачам, его прооперировали, пересадили печень, пересадили почки, потому что все это уже было вовлечено в процесс, но даже такого супермиллиардера спасти не удалось, потому что вместо того, чтобы сразу бежать и лечиться, он занимался ерундой — чем себя и убил.
Я считаю, что в современной медицине средневековые дикости вредят. Вот почему в цивилизованных странах в таких случаях нельзя объявлять себя причастным к медицине; хочешь лечить пиявками — лечи, но не смей говорить, что ты доктор, в противном случае — это статья.
— Чем чреваты хронические боли? К чему может привести то, что человек долго не обращается к специалисту при возникновении болей?
— Боль — это симптом, причин может быть много, и они могут быть совершенно разными. И ответ на них может быть разным. Например, я в подростковом возрасте занимался борьбой и, конечно, делал мосты, броски на шею. У всех борцов проблемы с шеей. Я делал себе МРТ, но я знаю причину своих болей, а потому, когда у меня иногда мизинцы немеют, я на это не обращаю внимания, потому что понимаю — это грехи молодости и негуманное отношение к своему собственному организму. Но если эта боль возникла по причине какого-то онкологического заболевания, то любое промедление и нелечение может стоить жизни.
Нельзя говорить: вот такая боль безопасна, а такая опасна. К боли надо подходить с точки зрения здравого смысла и разума. Если у человека болит, и он не понимает, отчего, он пойдет к специалисту: если болит зуб, человек пойдет не к невропатологу, а к стоматологу. Если стоматолог скажет, что воспален тройничный нерв, то потом, конечно, пациент попадет к невропатологу. Это сотрудничество с доктором, но если я потренировался, и у меня заболели ноги, зачем мне к доктору обращаться?
В лечении боли и обращении с болью готовых рецептов нет. Как сказал Конфуций, это путь. Я могу показать путь, а пойдет больной по этому пути или нет — это его дело.