Анестезиолог, специалист по лечению боли American Medical Clinic Константин Николаевич Лейтес знает все о неотложной боли, лечении острых и хронических болевых синдромов, а также всех видах анестезии. Специально для
FashionTime.ru он рассказал о мифах и реальности в вопросах лечения боли, а также о стандартах в европейской и американской медицине.
— Всегда ли боль — это симптом? Есть ли «безопасная» боль, которую можно игнорировать?
— Безопасная боль, которую можно игнорировать, существует. Например, человек играет в футбол, стукнулся ногой, у него синяк, который будет некоторое время болеть; это абсолютно безопасная боль, и ее можно терпеть. Если человек начнет обращать внимание на каждую незначительную боль и сразу бежать к врачу, то научно это называется ипохондрия, то есть состояние, когда человек ищет у себя несуществующие болезни и, как правило, что-то находит.
Кратковременная боль, когда внезапно что-то кольнуло, например после физических упражнений, нормальна — люди на это не обращают внимания, это не является опасной болью. Переживать стоит, если боли имеют постоянный характер, каким-то образом влияют на трудоспособность, доставляют дискомфорт. Конечно, если человек сомневается, он может прийти к своему доктору и уточнить все спорные моменты. Но важно понимать разницу между тем, что кольнуло в боку и, например, сильной болью в правой подвздошной области, сопровождающейся рвотой. В первом случае доктор отправит вас домой, а во втором — вызовет скорую и срочно направит лечить аппендицит в больницу.
Чтобы решить, опасна боль или нет, надо обратиться к доктору. К слову, у нас и на Западе разные подходы к лечению болевых симптомов. Для американского доктора абсолютно характерно сказать человеку: «Ты здоров, не морочь мне голову», а в России очень многие доктора слова «здоров» вообще не знают, у них по определению все больные, их надо лечить, пока у больного есть средства.
— Насколько безопасен прием болеутолящих средств? Как часто можно принимать их без вреда для здоровья?
— Во-первых, все болеутоляющие средства разные. Если мы говорим о нестероидных противовоспалительных болеутоляющих — парацетомоле, аспирине — то это опасные средства. Основное, что мы должны знать о таких препаратах, это то, что они угнетают фермент, который вырабатывает слизь в желудке, и тот становится очень уязвим для соляной кислоты, которая в нем содержится и при помощи которой идет процесс переваривания. Это все может привести к образованию язвы желудка. Доктора, лечащие такие болезни, как ревматизм, на которые уходит большое количество нестероидных противовоспалительных, достаточно часто сталкиваются с язвами желудка и двенадцатиперстной кишки. Поэтому эти препараты опасны, и, принимая нестероидные противовоспалительные средства, нужно обязательно помнить о желудке, и если требуется принимать эти лекарства, то умный доктор всегда назначит препараты, которые будут защищать желудок, то есть снижать уровень кислотности, чтобы пациент не получил язву.
Во-вторых, такое лекарство, как парацетомол, плохо влияет на печень и вызывает гепатиты. По американской статистике, 60% пересадок печени в Америке — это следствие передозировки парацетомола. Так, мы даем детям сиропчик с парацетомолом, чтобы снизить температуру, а это вовсе не безопасно. И прежде чем ребенку дать лекарство, нужно хорошо подумать, есть ли показания. Если горло терпимо болит и температура 37, то, может быть, и не стоит ее снижать — во всех цивилизованных странах температуру начинают снижать, только если она больше 38, а до 38 — это нормально, организм борется, вырабатывает иммунитет. Это естественная реакция здорового организма на микробы — повышать температуру и вырабатывать иммунитет.
Есть вторая группа препаратов — стероидные противовоспалительные. Это, грубо говоря, гормоны — очень опасные препараты, принимать их можно только по назначению врача и только в очень серьезных случаях.
И есть наркотические препараты, которые тоже являются обезболивающими. Это еще более опасная группа, потому что, например, если онкологический пациент принимает наркотические обезболивающие препараты, ему, естественно, со временем надо их больше и больше. Во всем цивилизованном обществе они рассчитаны именно на то, чтобы человек, у которого какая-то неизлечимая форма болезни, имел возможность закончить жизнь качественно, не мучаясь от боли. Но в реальности люди, которые имеют большой опыт применения этих препаратов, знают, что зачастую даже врачу непонятно, необходимы ли они пациенту из-за болевого синдрома или же организм испытывает обыкновенную ломку.
— Может ли прием болеутоляющих средств скрыть симптомы, которые важны для постановки правильного диагноза? Кто-то считает, что прием болеутоляющих лишь «забивает» сигнал организма и может быть очень опасен, например в случае аппендицита. Кто-то же уверен, что современному человеку не обойтись без «пэйнкиллеров». Как обстоит ситуация на самом деле?
— В медицине это называется чушью — прием обезболивающих препаратов никогда не будет для хорошего доктора препятствием в постановке правильного диагноза. Даже когда у человека аппендицит, то нет ничего плохого в том, чтобы принять болеутоляющие. Конечно, есть ограничения. Например, если у человека холецистит, то ему не надо давать наркотические болеутоляющие, потому что такие препараты могут вызвать у него спазм сфинктера, через который выходит желчь, и это усугубит течение болезни. Это пример, когда болеутоляющее может навредить, но не скрыть симптомы.
Почему доктора идут на прием обезболивающих, зная, что те могут нанести какой-то вред? Потому что вред от терпения боли еще больше. Психологические последствия от терпения какой-то сильной боли зачастую намного хуже, чем последствия от приема препаратов. Доктора знают, что длительную хроническую боль невозможно преодолеть одними только обезболивающими препаратами, и иногда приходится давать антидепрессанты, потому что психический ущерб именно от терпения боли очень силен. Себя надо любить, не надо боль терпеть. И надо обращаться к тем докторам, которым таблетка анальгина не помешает поставить диагноз.
Медицина не стоит на месте, она развивается. Современная наука очень технологична, она широко использует специальную аппаратуру для диагностики. Я не помню, когда последний раз вешал фонендоскоп на шею. Зачем использовать фонендоскоп и слушать пациента, когда есть рентген, МРТ, компьютерная томография, ультразвук? Ведь то, что я услышу, будет субьективно, а то, что покажет исследовательская аппаратура, — это объективно и окончательно. Почему-то огромное количество российской публики считает, что если доктор не послушал, то это плохой доктор, он не растет. На что я отвечаю: пусть тогда доктор лечит пиявками, гомеопатией и прочей ерундой.
— Каковы самые распространенные причины болей в шее, спине и пояснице?
— Есть такое направление современной медицины, оно называется pain management — это то, что в цивилизованных странах существует более 40 лет, а в России находится в совершенно зачаточном состоянии. Так, среди вообще всех болевых синдромов, которые надо регулировать, почти 80% — это боли в спине, и связаны они с дегенеративными изменениями позвоночника, т. е. мы ведем неправильный образ жизни, у нас неправильная осанка, мы не ходим в спортивные залы, мы не плаваем, поэтому наш позвонок становится кривым, позвоночник становится нестабильным из-за слабых связок, у нас начинают вылезать всякие межпозвоночные диски в просвет позвоночного канала и в отверстие, через которое входят корешки, и, соответственно, возникает боль, потому что нервы ущемляются, воспаляются, отекают. И вот если раньше слово «радикулит» было синонимом преклонного возраста, то сейчас радикулит бывает и в 20 лет.
— Что эффективнее при болях в шее и спине — массажи или физические нагрузки, тренировки?
— Будем говорить так: если у человека есть дегенеративные изменения в позвоночнике в виде грыж, протрузий и прочего, то массаж вообще нельзя делать. Больше половины пациентов, которые попадают к нам на лечебные блокады или на стол к нейрохирургу, — это обычно пришедшие после массажа. При радикулите возникает порочный круг: воспаленный нерв дает сигнал на мышцу, которая стягивает два позвонка друг с другом, она еще больше сжимает этот нерв, как в тисках, и этот воспаленный нерв дает еще больше сигналов. И если у человека есть какие-то изменения в позвоночнике, которые периодически вызывают атаки радикулита, то массаж противопоказан категорически. Ему показана лечебная физкультура, тренажерный зал, бассейн, ему показана правильная осанка, хороший автомобиль, где у сидений есть не только боковая поддержка, но и поддержка поясницы.
Еще раз говорю, больше всего убивает человека самодеятельность и самолечение. Никто не полезет самостоятельно чинить телевизор, если ничего в этом не понимает, там же может ударить током! Но многие с радостью могут начать глотать сомнительные таблетки, потому что кто-то сказал, что лечить желудок средством от поноса у собак и мыть голову конским шампунем — это эффективно. Это очень характерно для России. Несмотря на то, что Россия по сравнению со странами третьего мира имеет доступ к нормальной медицине, здесь очень распространено шаманство, иглоукалывание, пиявки, заговоры — эта дикость процветает!
По крайней мере, я достаточно долго проработал в Израиле, и там, если человек, который занимается иголками, напишет на своей двери, что он доктор, его посадят в тюрьму. Если ты занимаешься китайским шаманством, можешь писать, что ты иглорефлексотерапевт, массажист. Но заниматься врачеванием теми методами, которые не имеют легитимности в доказательной медицине, — это подсудное дело.
— Каковы противопоказания для желающих заниматься спортом для избавления от болей в позвоночнике, шее, суставах?
— Человек, который живет в цивилизованном обществе, должен и к организму своему относиться ответственно и цивилизованно. Ничего человеку не стоит прийти к своему семейному доктору и сказать: у меня такая-то проблема, скажите, что мне можно и что нельзя. И семейный доктор ответит, а если он не уверен, то отправит к неврологу, к нейрохирургу, сделает какие-то исследования — все, что сочтет нужным. Общие рекомендации — это совершенно тупиковый путь. Это по принципу «одна бабушка сказала». Ни в коем случае нельзя делать себе медицинские назначения, даже если ты прочитал интервью с каким-то великим доктором. Решать те или иные проблемы можно только разговором глаза в глаза со своим доктором.