Как филолог "со стажем" признаю, что русский язык - один из самых сложных для изучения в школе. Уровень владения родным языком катастрофически снижается. Могу об этом судить непредвзято, так как приходится иметь дело с молодёжью. Устная речь изобилует сорными словами, разного рода неологизмами, жаргонизмами и откровенной бранью. Особенно пострадала речь письменная. Молодёжь не знает банальных правил деловой переписки, составления писем, написания обращений. Большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок в каждой второй работе студентов, которые пришли постигать мастерство связей с общественностью (из личного опыта).
Основные причины, на мой взгляд, которые привели к таким печальным результатам.
- Дети перестали читать классическую литературу. В школах скорее отбивают напрочь интерес к чтению, нежели прививают его. Следствие - дети не видят примера "а как правильно" выражать мысли, писать слова, строить предложения.
- На уроках русского языка, в старшей школе особенно, главная задача учителя - подготовить учащихся "худо-бедно" к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Давно не ставится цель привить любовь к русскому языку. А ведь именно отсюда начинается и интерес к нему, и жажда познаний.
- Вместо чтения хорошей литературы - многочасовое сидение в социальных сетях, откуда молодёжь черпает всё то "как категорически нельзя" говорить и писать. В 90-хх в народе ходил короткий анекдот: "Читал пейджер. Много думал".
Извечный вопрос: "Что делать?" Ответ простой: воспитывать любовь к русскому языку. В семье, детском саду, школе. Прививать бережное к нему отношение. Объяснять, что каждое слово в нашем языке - как магия, которая может обернуться как во благо, так и во вред.
Вред от формального изучения родного языка огромный. Низкая грамотность - лишь один из показателей отсутствия любви в собственному языку, непонимания его важности, сакральности, если хотите. В то же время утрата языка сравнима с гибелью корней у дерева. Нет языка - нет народа, нет общности, культуры, государственности.