К ДАТЕ
(30 лет назад, 26 декабря 1991 года, прекратил свое существование СССР - государство в котором мы родились, в котором прошли детство, юность, молодость.
Соответствующее решение было официально оформлено постановлением союзного парламента)
ЦВЕТНЫЕ ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ - ПРОЩАЙ, СССР!
I - ДИСКОТЕКИ ВОСЬМИДЕСЯТЫХ - «явление» культовое. Именно с них начну «повествование» о студенческой жизни этого переломного времени - времени ожиданий, наполненного атмосферой новизны и свободы.
Культовых, без преувеличения и кавычек явлений, было множество, как признаков переходного периода - короткого, умопомрачительного периода истории страны нашей!
Скажу больше – это была реинкарнация, перерождение окружающего нас уклада, порядка, социума.
Дискотеки восьмидесятых - это первый вал «западной» танцевальной музыки, где на вершине пирамиды направлений, стилей, групп, прочно обосновался - БРЕЙК-ДЭНС!
1985 год. Дембель. «Абитура». Общага. Двое в комнате: я и Саша Шилко. Саня родом с Затона. Поступал тоже после армии. Мастер спорта по тяжёлой атлетике в весовой категории до 110 кг. Мы сразу сдружились, и дружим до сих пор. Он тренировался у знаменитого Кулижникова, в «намоленном» зале, что во дворах через дорогу от городского рынка.
В Затон поехали на Санином, видавшем виды, «Минске». Моя первая дискотека после службы! Размяв ноги, перешагивая через выбоины забетонированной дорожки, по первой опавшей листве, ещё не застелившей, но уже украсившей осенним декором площадь, направились к клубу. Остановились, прислушались. Играла незнакомая доселе музыка, незнакомой доселе группы, доселе стиле и далее в том же духе.
Девушки у дверей в плащах с плечами шире Сашиных. Брюки, тоже широкие, но только сверху у щиколоток сужены, по типу галифе. В кроссовках. Настоящих! То ли «Ромиках», то ли «Томиках». Юноши в подобных же брюках, косоворотках или пуловерах «на вырост», и аналогично девушкам, в «томиках» - «ромиках». У всех волосы на висках зачёсаны вверх. Длинные чёлки - чубы, в большинстве своём осветлённые.
В дискозале круг из присутствующих, плотный такой, не протиснешься. И снова странная песенка, в незнакомом стиле – детский хор - «Карабас – Барабас», далее бас - «Жизнь моя сплошная скука». И снова детский - «Карабас – Барабас», бас - «Я так устал от этих кукол»! Тинь-тиринь, тиринь – тиринь - тинь - тинь…». Прискорбно, но я уже тогда был староват для брейка (за два года, произошёл цивилизационный скачок в результате, то ли взрыва «сверхновой», то ли небывалой солнечной активности). Что? Ах, да – круг! Плотный такой, в несколько слоёв. Внешний слой – самый подвижный. «Внешние», упираясь о плечи впереди стоящих, подпрыгивали, пытаясь рассмотреть, что-то или кого-то в центре. Шилко пошёл напролом. Я следом.
Несколько «роботов» агонизировали в такт, ритмично, как на шарнирах, передвигались, скользя по полу, поворачиваясь, наклоняясь, пропускали через себя волны, по диагонали, поперёк и снова по диагонали. Потом их начинало трясти как под током. Это было, было… Поймал себя на мысли, что не могу оторвать взгляд, что увиденное завораживает, и нравится, чем дальше - тем больше. И это было великолепно, потрясающе!
Отработав номер, «Роботы» разошлись по своим компаниям. Ди-джей начал дышать в микрофон, явно подготавливая к чему-то публику, и затем вкрадчиво так, вполголоса – «По многочисленным просьбам, в исполнении группы Модерн То...». Дослушать я не успел. Визг, стоявшей рядом девушки, оглушил меня на несколько секунд. «Ё май хат, ё май сон…». Все вокруг завизжали в унисон с девушкой и дружно запрыгали, как заводные лягушата, только не верх – вниз, а вроде как в разножку, и ещё прихрамывая, вперёд – назад, и… Да что «и»! Это надо было видеть, в том смысле, что видеть впервые, как мы.
В КГПИ дискотеки проходили по выходным в актовом зале нашей, девятой общаги, или старого корпуса. Когда завершили строительство здания нового студенческого кафе – столовой, с панорамными окнами на центральную улицу города, о том, чтобы попасть на дискотеку в пединститут - мечтал весь город. Мало того, что вёл его самый известный ди-джей столицы, так все лучшие брейкеры собирались на ней и давали такого шороху, что девчоночий визг слышали охранники в здании «Музтеатра».
Брейк шагал по стране, штурмовал города, захватывал ПГТ и сёла. Брейк дошёл до глубинки, проник и крепко обосновался в самых глухих деревнях. Гуляя по Сыктывкару, мы то и дело наталкивались на группы подростков, окружавших брейкеров. А те, на ламинированном ДВП, под уже автоматически притягивавшую зрителей музыку, доносившуюся из огромного переносного «кассетника», проделывали в варианте брейка – «нижний», что-то немыслимое, вращаясь, стоя на голове, прокручиваясь вокруг своей оси на одной руке и прочие трюки. Через год, приехав на каникулы в Ижму, я и там на дискотеке увидел уже своих, местных кудесников, ничем не уступающих кудесникам столичным.
Это было время расцвета «неформальных» молодёжных течений, таких как, брейкеры, панки, металлисты, рокеры и множества других, в том числе локальных, но тоже известных на весь Союз, вроде «люберов».
Пожалуй, «отталкиваясь» именно от «люберов», перейду к следующему культовому явлению восьмидесятых – «КАЧАЛКАМ»...
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
Игорь Колесов
(на снимке: Сыктывкар, 1985 год, КГПИ, первый курс, актовый зал, танцую брейк-дэнс на студенческом капустнике нашего - Географо-биологического факультета)