К ДАТЕ
(30 лет назад, 26 декабря 1991 года, прекратил свое существование СССР - государство в котором мы родились)
ЦВЕТНЫЕ ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ - ПРОЩАЙ, СССР!
III - КАРТОШКА, КАЧКА, ДЕРЕВЕНСКАЯ ДИСКОТЕКА, HEAVY METAL
Как полагалось, в сентябре первый курс отправили на помощь совхозу. В нашем случае – «Межадорскому». Поездка была запоминающейся и насыщенной событиями. Что было хорошего? Во-первых, общение с одной из четырёх замечательных второкурсниц, что приехали с нами в качестве поваров. Это, понятно, лучшее, далее по убывающей - кормёжка, общение, понятная работа, сельские дискотеки… Чтобы раскрыть заявленную в начале абзаца тему, придётся описать ещё одну дискотеку, на этот раз межадорскую. Выпала она родимая из общего ряда «дискотек восьмидесятых». В один из памятных сентябрьских вечеров 1985-го, тяжёлый рок потеснил брейк в сельском клубе старинного коми села. Серьёзно потеснил!
Рацион питания во время полевых работ в совхозе «Межадорский» был выше всяких похвал. Лично меня так не кормили ни дома, ни в училище, ни в армии. Мяса вдоволь! Мяса! И на первое, и на второе. Свежие овощи для борща и щей – прямо с грядки – капуста, свёкла, морковь, лук, зелень, естественно, картофель. Девчонки - повара нас, конечно, баловали, но и вкалывали мы каждый за троих. В глубокой тарелке со щами, куда сметану мы добавляли сами в любом количестве, большой, большущий кусок мяса на кости. При каждом погружении ложки в щи, мясо зазывно дребезжало. Когда до него доходила очередь, нежное, сочное, оно немедленно покидало кость. Я по-ижемски выбивал из неё «костный мозг» в ложку и, намазав на кусок чернушки, с горчичкой поглощал этот замечательный бутерброд со вторым блюдом. На второе - котлеты или тефтели с гарниром, изготовленные из того же свежайшего мяса совхозного телёнка. Молока, сметаны, сливок, простокваши и сыра тоже было в избытке. К чаю подавали пресные блины, которые мы, свернув в трубочку, макали в сгущёнку. Откусив щедрый кусок от лучшего десерта из всех, что мне до сих пор приходилось пробовать, запивали оный крепким краснодарским чаем. И это, друзья мои, только обед, обед студентов в те времена, когда прилавки продуктовых магазинов страны практически полностью опустели.
Бескрайнее совхозное поле бросило вызов, и вызов был принят. Проявив незаурядные способности в укладке мешков на прицеп, я от рассвета до заката затаскивал на него мешки с картошкой, умудряясь размещать три запланированные нормы, что здорово помогало ускорить процесс уборки. Вечером, после бани, что топил к приезду с поля, прикрепленный к нам бригадир совхоза, казалось, что сил хватит только дойти до кровати. Однако, через час-два, мы были готовы, то есть готовы-то в том благодатном возрасте были всегда и даже постоянно… В том числе, посетить местную дискотеку.
Одновременно с нами в Межадор, также для сбора урожая, привезли около ста учащихся Воркутинского горного техникума. Они оперативно натаскали во двор старого здания школы, куда их поселили, какие - то трубы, куски траков, сколотили скамейку для жима. Прикрепив с обоих концов трубы деревянные чурки, изготовили несколько «штанг» разного веса, установили перекладину и брусья. Вечером техникумовцы качали мышцы на импровизированных снарядах, привлекая внимание сельчан. Форма пяти-шести любителей железной игры поражала. Мало того, что каждый вечер они тренировались как в последний раз, но и не были, мягко говоря, обделены природой. Сейчас бы я назвал их генетическими уникумами. Потому что, как бы ты не отдавался тренировкам, какие бы препараты не потреблял, разрешённые, неразрешённые, только генетическая предрасположенность, как и в любом другом виде спорта, позволяет не только прогрессировать на порядок быстрее остальных, но и достигать вершин в спорте. Такие уникумы тренировались в то время и в нашем институте. Например, окончивший географо-биологический факультет за несколько лет до нашего поступления, воркутинец Николай Ясиновский (чемпион Европы по бодибилдингу), или Олег Канев с физико-математического факультета (чемпион России по бодибилдингу), студент СГУ, воркутинец Андрей Жинь - страстный пропагандист и фанат атлетизма. Но тем и хороша атлетическая гимнастика, что позволяет любому занимающемуся постоянно самосовершенствоваться. Стать, в физическом плане, лучшей версией себя. Тренироваться всю жизнь, варьируя нагрузки и адаптируя их к своим возможностям в любом возрасте.
Вопросы атлетов друг к другу, вроде - «Скока банка?» (Каков диаметр окружности Вашего плеча при согнутом под прямым углом локте и напряжённом бицепсе в сантиметрах?) (пер. автора), или «Скока жмёшь?» (Каков максимальный вес штанги, который Вы можете выжать от груди однократно?), я именно от них услышал впервые. Это, как мы узнали позже, было чем-то вроде тестирования, уровня подготовки качающих железо людей.
Другие, не менее важные выражения и термины, как то – «Банка упала!» (Наиболее тяжело переживаемая личная трагедия, вплоть до потери интереса к жизни. Причина - уменьшение ранее достигнутого диаметра окружности плеча при согнутом под прямым углом локте и напряжённом бицепсе в сантиметрах). «Трипачина» - трёхглавая мышца плеча - трицепс. «Широч» - широчайшие мышцы спины. «Грудуха» - грудные мышцы.
...Через час мы с сокурсником Серёгой Игнатовым были «в мыле». Однако ди-джей не унимался и по просьбе местных брейкеров из числа старшеклассников, к коим мы присоединились, ставил очередное произведение в том же стиле. К тому времени я, как мне казалось, уже сносно танцевал брейк-данс, а Серёга так вообще был виртуозом. Обладая незаурядными танцевальными способностями, он во время летнего отдыха, нигде не будь, а в Артеке, посещал «школу брейка», где болгарские пионеры с вожатым ежедневно обучали премудростям нового танцевального направления пионеров советских.
Воркутинцы сидели насупившись и не только не собирались присоединяться, но были явно негативно настроены к доминирующему на мероприятии музыкальному стилю. Однако местные предпочитали брейк и только брейк. Гости отдавали должное межадорцам на право делать заказ, но бесконечно это продолжаться не могло. Прошло ещё полчаса. В паузе, между композициями, послышались крики: «Хеви - метал давай!».
Ди-джей развёл руками, мол, не имеется таковой в наличии. Тогда один из парней достал кассету и помахал ею над головой. Диск-жокей подозвал его к себе.
…И щёлкнул магнитофон, проглотив заветную кассету. И грянул "FAST AS A SHARK" группы ACCEPT! И встали тогда воркутинцы, и вышли на середину зала… Многие на колени опустились и затрясли головушками буйными, другие же, ничтоже сумняшеся, на невидимых гитарах стали играть - наяривать, и слова немецкие повторять, но…
…Но всё закончилось, не успев толком начаться. Старшеклассники-брейкеры, не желавшие прерываться на рок - паузы, сбегали за подмогой. Прибывшая кавалерия из местных дембелей, без прелюдий, устроила мордобой в попытке расставить приоритеты, а заодно, даже не подозревая об этом, заступиться за модное музыкальное направление. Воркутинцы, взявшие на себя ещё более ответственную миссию – заслонить собой главное детище англосаксонской культуры, вершину эволюции рок-н-ролла – рок тяжёлый, хоть и были существенно младше неприятеля, не растерялись. Закалённые в уличных стычках, рано возмужавшие, качая железо в подвалах и будучи не робкого десятка, они быстро организовались и стали активно теснить межадорцев. Но и те, как назло, оказались народом дерзким и отчаянным. И хотя битва на Сысоле продлилась всего минуты три, остаться сторонним наблюдателем не представлялось возможным. Втянувшись в молотиловку, в которой более полусотни участников, какими бы навыками ты не обладал, шансы не пропустить одну – две плюхи, прилетевших незнамо откуда, сводятся к нулю…
…От гематомы избавиться было просто – лезвие протёртое тройным одеколоном, микроскопический надрез, лист подорожника – утром ни следа. А вот выбитый указательный палец не позволил грузить мешки. Пришлось на три дня уйти в картофелесборщики. Несколько фраз на коми, сказанных по этому поводу бригадиром, были не первыми произнесёнными им диалектизмами, но явно претендовали на лидерство в номинации – «прорыв сезона». Эх. Но это было на следующий день, а пока… пока в сельском клубе происходило то, что происходило. Наконец усилиями нескольких дружелюбно настроенных представителей с обеих сторон, конфликт перешёл в переговорную фазу. Местные сообщили, что продуктивной она может быть только при наличии примиряющей субстанции. Магазин был закрыт, но, к счастью, у одного из них невестой была продавщица сельмага, которая и выдала ящик креплённого. Весь ящик тут же был приобретён в складчину, и акт примирения приобрёл материальную основу. Коллективное решение было следующим: впредь, до самого отъезда тружеников картофельных полей, на местной дискотеке «музыка» будет чередоваться следующим образом – брейк, медляк, рок, брейк, медляк, рок, брейк…
И завершающий мазок сентябрьского этюда картофельной саги, эпического противостояния. Упомянутая выше рок-композиция была у наших, вновь приобретённых воркутинских друзей, самой любимой из всех, что исполняла замечательная группа ACCEPT. И знаете по какой причине? В тексте отчётливо слышно слово «Воркута», которое поклонники рок-музыки из заполярного города, каждый раз при повторе кричали хором, вскидывая вверх «козу».
«Рокеры», «металлисты», «панки», конечно, были фанатами лучших западных образцов, основоположников, классиков одноимённых музыкальных направлений. В качалках, как я уже отмечал, «погоду делали» воркутинцы, предпочитавшие хеви - метал и… только хеви – метал. Принося с собой кассеты с записями рок-групп, они привносили особый настрой, заражали своим фанатизмом, преданностью качке, железу, духу самоистязания во славу самопознания через это самоистязание, через пот и боль. Где мотивирующими факторами были, кроме вымазанного маскировочным карандашом Арнольда на плакате фильма "Командос", гениальные музыканты легендарных МETALLICA, ACCPET, AC/DC, PINK FLOYD, LED ZEPPELIN…
Мы приобщились к этой субкультуре и, хотя, фанатичными рокерами не стали, навсегда останусь благодарен своим воркутинским друзьям, вовремя познакомившим с целой музыкальной вселенной, пронизанной своим излучением, своей тёмной материей, и имя этой вселенной – РОК… Где, вне времени и вне пространства, звучат - гитара Ричи Блэкмора, вокал Боба Дилона, голоса могучей четвёрки из Ливерпуля – атлантов этого мира, чьи плечи подпирают его свод, свод, за которым вся палитра рок - н - ролла, который, как известно, ещё жив!
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
Игорь Колесов
(Сыктывкар, 1985 год, общага КГПИ №9 - студентов географо-биологического факультета и физмата, день приезда с картошки, в комнате сокурсниц ожидаю когда завариться чай "индийский из пачки со слоном" - мой пай к чаепитию, от девчонок - "колбасный" торт собственного изготовления)