Я часто провожу обучения в компаниях из разных сфер, где мы часто разбираем самую интересную тему, которую я решил оставить на конец. Эта типы клиентов.
Данную технологию я позаимствовал у Тома Шрайтера - известного американского автора книг, а также нескольких программ обучения на аудиокассетах, посвященных сетевому маркетингу. Да бы вам не читать всю книгу посвященную типам клиентов, в данном разделе я напишу основные моменты, которые я адаптировал под современную реальность.
Самое интересное в данной версии распределения клиентов на цвета, является то, что данная типология не относится к определенной сфере. Вы можете быть специалистом по контекстной или таргетированной рекламой, можете быть риэлтором, продавцом автомобилей - это не имеет никакого значения! Клиенты везде одинаковые. Один и тот же клиент может купить сметану, затем купить жене автомобиль или рассмотреть к покупке хорошую квартиру в центре Москвы. Нет разницы в какой сфере вы работаете, типы клиентов есть везде и везде они одинаковые.
Типологий людей придумали много. Наша цель - комфортное общение с клиентом, а не глубинное изучение его внутреннего мира, поэтому нам подойдёт цветовая типология Тома Шрайтера. Том Шрайтер более 30 лет занимается MLM (не будем обсуждать сетевой маркетинг как таковой) и получил большой опыт общения с самыми разными людьми. Эффективное общение - это один из столпов сетевого маркетинга, поэтому доверимся ему.
Изучив данную систему разделения типов клиентов, я сделал свою систему, которая больше подходит для людей из стран СНГ.
За основу я взял систему Тома Шрайтера, но я ее видоизменил, так что не стоит обвинять меня в том, что я неправильно ее трактую.
Вы также сможете разбираться в людях, которые не являются Вашими клиентами. К примеру, вы можете понять к какому типажу относятся ваши коллеги, друзья, соседи и даже близкие вам люди. Поняв какой это типаж людей, вы поймете какой у них минус, какой плюс и как со всем этим вам делать.
Итак, Том Шрайтер делит людей на четыре типа:
Красные.
Желтые.
Синие.
Зеленые.
Начнем наверное с красных и сейчас вы поймете почему.
Красный.
Красные всегда знают, что надо делать и как это делать правильно. Любят давать советы окружающим, даже если их не просили. Могут выглядеть (да и являться) авторитарными. Говорят обычно четко и громко. Не любят «воду», могут разозлиться.
Часто становятся руководителями и начальниками. Их рабочее место тоже выдает «красный» характер: вещи разложены по стопкам, на стенах висят дипломы и грамоты.
Это тип людей, которых я называю «Биг Босс»
Сильные стороны:
Любят конкуренцию и соревнования;
Готовы брать сложные и нетривиальные задачи;
Обычно хорошие руководители;
Говорят то, что думают;
Эффективные работники;
Хорошие организаторы.
Слабые стороны:
Бывают упрямы, чтобы их переубедить, нужны очень сильные аргументы;
Могут давить на вас авторитетом и «я знаю, как надо»;
Периодически доминируют над подчиненными и подрядчиками;
Иногда задевают чувства других людей;
Могут не слушать вас, если ваши идеи не совпадают с его идеями;
Не выносят рутины.
Как себя вести
В общении:
Относитесь к нему очень вежливо и с уважением;
Говорите без воды, не загружайте его;
Уважайте его прямолинейность, будьте готовы к вопросам «а зачем мне это» и «что мне это даст»;
Не давите на него и не пытайтесь манипулировать, это может вывести его из себя, он сам должен сделать выбор и ощутить, что он принял это решение;
Выполняйте сроки и договоренности всегда, для красного это критически важно;
Регулярно проводите статусы, где рассказываете, что вы делаете, дайте ему почувствовать контроль над ситуацией.
В презентации или отчете:
Четко выделите цели и план их достижения;
Пропишите, как эффективна будет ваша работа с конкретными цифрами;
Уберите информацию не по делу.
Желтые.
Добрые, заботливые, дружелюбные люди. Легко заводят друзей и новые знакомства. Заботятся об окружающих, делают для них больше, чем для себя. Избегают конфликтов, любят безопасное и комфортное окружение. Их легко представить в роли заботливой бабушки, которая нальет вам чаю и предложит печенья.
Обожают помогать окружающим. Поддерживают долгие отношения со знакомыми.
На рабочем столе таких людей можно найти фотографии семьи и детей, мотивирующие картинки и фото с корпоратива.
Таким людям я присвоил название «Обнимашка»
Сильные стороны:
Последовательные;
Лояльные;
Ориентированы на командную работу;
Хорошо слушают;
Заботятся об окружающих.
Слабые стороны:
Нерешительные;
Могут быть слишком мягкими из-за своей доброты;
Избегают конфликтов;
Боятся перемен;
В стрессовой ситуации включается конформизм.
Как себя вести
В общении:
Не делайте резких движений, все изменения должны быть плавными, прогнозируемыми;
Постоянно держите с ним связь, рассказывайте, как идет проект;
Будьте готовы к частым звонкам, выслушивайте его, поддерживайте, успокаивайте;
Включайтесь эмоционально в общение с клиентом, покажите, что понимаете его чувства, заботьтесь о нем.
В презентации/отчете:
Показывайте план действий, чтобы клиент чувствовал стабильность и спланированность;
Демонстрируйте постепенные, но стабильные улучшения.
Синие.
Синие - это люди гиперактивные. Они вовсе не глупые, просто слушают и действуют всегда быстро. Они могут слушать вас и одновременно читать книгу, слушая при этом музыку. Говоря научным языком - это люди с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
Таких людей я называю «Duracell»
Говоря о невнимательности, чаще всего имеют в виду повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания. При этом чем-то интересным лично им (компьютерные игры, просмотр телепередач, социальные сети) такие люди могут заниматься часами.
Кроме этого у них наблюдается дефицит избирательного внимания, что проявляется в повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, особенно если эти стимулы яркие, интересные. Зачастую также снижается переключаемость внимания.
Под гиперактивностью обычно понимают повышенную двигательную активность. Такие люди непрерывно вертят в руках какие-либо предметы, ходят по комнате и так далее.
Сильные стороны:
Принимают быстрые решения;
Не любят лишнюю информацию;
Ценят быстроту и время;
Позитивные.
Слабые стороны:
Принимают решения быстро и так же быстро могут передумать;
Не умеют слушать;
Им легче отказать вам, чем слушать долгую но полезную информацию;
Могут перебивать и сбивать с мысли.
Как себя вести
В общении:
Соблюдайте дистанцию, не нужно слишком близко с ним общаться и пытаться дружить;
Общайтесь в деловом стиле;
В общении опирайтесь на эмоцию;
Не давайте ему максимально подробную информацию, ему это не важно;
Не позволяйте ему долго говорить! Он поговорит, выскажется, устанет и закончит беседу;
Говорите коротко и ясно! Используйте короткие, яркие предложения.
В презентации/отчете:
В презентации не надо им показывать графики, отчеты и статистику;
Хватит короткой информации. Например: вот две фотографии - профессиональный фотограф и обычна с телефона;
Показывайте короткие кейсы;
Демонстрируйте свою внимательность и отвечайте на вопросы коротко и ясно. Как военный.
Зеленые.
Зеленые - это люди логики. Они опираются на данные при принятии решений, доказательства им нужны логические, а не эмоциональные. Любят во всем разобраться, докопаться до сути. Им нравится точность, стандартизированность и инструкции.
Одним словом «Ботаники»
Сильные стороны:
Внимательные и аккуратные;
Дисциплинированные;
Системные;
Осторожные.
Слабые стороны:
Могут медленно принимать решения, если им кажется, что данных мало;
Бывают занудны;
Бывают недоверчивы и скептичны;
Могут тормозить процессы из-за своей скрупулезности.
Как себя вести
В общении:
Соблюдайте дистанцию, не нужно слишком близко с ним общаться и пытаться дружить;
Общайтесь в деловом стиле;
В общении опирайтесь на логику, а не на эмоции;
Давайте ему максимально подробную информацию о проекте;
Позволяйте ему блеснуть своими знаниями, задавайте вопросы, на которые он сможет ответить и показать экспертность;
Никогда не пытайтесь его обмануть.
В презентации/отчете:
Дважды проверьте все на предмет ошибок и опечаток;
Ваши выводы должны следовать из данных;
Показывайте кейсы;
Демонстрируйте свою внимательность к цифрам и данным.