Интердентальное произношение свистящих и шипящих звуков в моей практике встречались различных этиологий:
- неврозоподобные, когда причина импульсивного действия выталкивания языка изо рта при речепроизводстве - нарушение иннервации органов артикуляции.
- анатомические дефекты органов ротовой полости, в шейно-черепном и зубо-челюстном отделах, такие как нарушение осанки, открытый прикус и прогнатия, длительная адентия при смене зубов и т.д.
- заболевания ЛОР-органов и их последствия: аденоидит, полипы и другие факторы, влияющие на прохождение воздуха через носовые проходы.
- сочетанная этиология сигматизма.
Соответственно, логопедическая помощь будет строиться с учетом взаимодействия со специалистами, на основе взаимосвязи педагогических и клинических методик, адаптированных к логопедической практике.
Общее в логопедической коррекции сигматизма можно выделить:
1. Артикуляционная гимнастика подбирается индивидуально с учетом этиологии и особенностей функционирования мышц речевого аппарата.
Упражнения, направленные на снятие тонуса:
- произносится «ба-ба-ба» или «бя-бя-бя» с вялым языком между губами.
- облизывание тарелки расслабленным языком по прямой снизу- вверх и наискосок.
- расслабленный язык протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.
- язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается на нижнюю губу и отводится в сторону.
Упражнения, направленные на подвижность и амплитуду:
- Высунутым изо рта языком делают попеременно лопату (широко распластанный, тонкий язык), жало (округлый, с заострённым кончиком).
- Кончиком языка упираются то в верхние, то в нижние зубы.
- Высовывание языка далеко изо рта, а затем втягивание возможно глубже в рот, чтобы там образовался мышечный комок; кончик языка становится незаметным.
- Круговое облизывание кончиком языка губ с постепенным увеличением раскрытия рта.
- Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы.
Упражнения, направленные на силу языка:
- Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу.
- Упираясь широким языком в твердое небо, смыкать и размыкать челюсти.
- Удерживать язык в положении «чашечка» и «иголочка» несколько секунд.
2. Формирование правильного артикуляционного уклада для звуков [С] и [З].
- Растянуть губы в улыбке, чтобы было видно зубы.
- Касаясь кончиком языка нижних десен, а боковыми краями языка верхних резцов, создать воздушную струю.
- Можно помочь ребенку зондовой постановкой, сформировав желоб для прохождения воздуха зондом № 6, или с помощью трубочки, аналогичным образом.
3. Развитие фонематического восприятия звука.
- изолированно;
- в звукосочетаниях;
- словах;
- во фразах;
- дифференциация со звуками той же группы.
Некоторые этапы коррекции сигматизма приходится дробить, например, при боковом сигматизме, сначала автоматизируется звук между зубов, а потом уже с языком в полости рта в правильном положении и т.д.
Так же, успешно используется логопедический массаж, в целях коррекции данного дефекта.