Серия Церковный иконостас № 3. Деисусный чин. Часть вторая
В предыдущей статье мы начали рассматривать иконографию Деисусного чина Спас в Силах. Это главная икона этого ряда. В ней много фрагментов и все они связаны между собой Библейским повествованием.
Иконография иконы Спас в Силах
Престол, на котором изображается Спаситель, размещен на фоне красного ромба, синего овала и красного квадрата. На четырех концах квадрата изображаются существа, которые означают четырех евангелистов, синий овал буквально усеян лицами небожителей.
Красный квадрат на храмовой иконе символизирует землю и четыре стороны света. Существа, которые изображаются на четырех углах квадрата, говорят о распространении Благой вести во все концы земли. Марка знаменует лев, потому что в его евангелии особо подчеркнуто царское достоинство Сына Божьего. Матфей изображен в образе ангела или существа с человеческим лицом, потому что в его повествовании уделено много внимания человечеству Спасителя. Лука изображается как телец, так как его Евангелие говорит много о жертве Христовой, а евангелист и апостол Иоанн представлен в образе парящего орла, чтобы показать высоту учения церкви.
Образы четырех существ для храмовой иконы были взяты из книги пророка Иезикииля, который описывает свое видение Бога, где присутствуют 4 существа: одно с лицом человека, другое в виде тельца, третье в виде орла и четвертое в образе льва – это описание есть в книге пророка в 1-й главе.
Синий овал, или небесный свод, размещен над этими существами и словно лежит на их крыльях. Это уже небесный уровень, где живут ангелы, над которыми на престоле восседает Христос, облеченный в красный ромб, который означает огонь.
Идея из книги пророка Иезикииля находит себя не только в иконографии, но также и в архитектуре. Так, например, зайдя в храм и подняв свои глаза к куполу, мы увидим архитектурные элементы, на которых изображены евангелисты Лука, Матфей, Марк и Иоанн. Эти элементы называются паруса и соединяют купол храма, которые означает собой небесный свод с землей.
Евангелисты изображены не случайно, но, чтобы показать, что земное и небесной соединено под главою Христом через Благую весть апостолов.
Если смотреть на образ Спас в Силах не в одной плоскости, а как это отображено в повествовании пророка, то перед нами открывается более полная картина. Спаситель в славе восседает на престоле, которые стоит над небесным сводом, в свою очередь свод удерживается на крыльях четырех существ, которые стоят на земле и знаменуют собой Благую весть, через которую соединено земное и небесное.