Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Первый
Психолог-консультант, студентка МПГУ, действительн...  · 23 мая 2023

Родительские роли: функции отца и матери в развитии личности ребенка

Как известно, перед родителями всегда стоит задача воспитать гармонично развитого ребенка, способного интегрироваться в общество, устанавливать социальные связи, поддерживать близкие отношения, а также нести ответственность за собственный выбор. Однако, вклад матери и отца в этот процесс существенно различается по своему содержанию, несмотря на наличие множества схожих черт. Чтобы прояснить, с чем это связано, для начала следует обратиться к теме психологических характеристик материнства и отцовства.
Так, женщина понимает, что она стала матерью, непосредственно после появления малыша на свет: она ощущает тесную связь с ребенком на эмоциональном и телесном уровне. На этот процесс оказывает непосредственное влияние выработка гормонов во время беременности и после родов.
В свою очередь, мужчина становится папой, когда сознательно принимает решение взять на себя эту роль. Мария Летучева и Юлия Зотова в своей работе «Всё дело в папе. Работа с фигурой отца в психологическом консультировании» по этому поводу пишут следующее: 
«Чтобы стать отцом, недостаточно быть родителем, признавать естественное событие». Отцовство, с их точки зрения, «…это волевой акт, показывающий намерение мужчины не только зачать ребёнка, но и установить с ним стабильную связь»
Уже на этом этапе, при рассмотрении особенностей самоощущения мужчины и женщины себя в родительской роли, мы обнаруживаем существенные различия, из которых, в свою очередь, вытекает специфика их вклада в развитие личности ребёнка.
При этом, нельзя сказать, что роль матери превосходит по значимости отцовскую фигуру, или наоборот. Материнские и отцовские функции совершенно разные, но это не отменяет того факта, что они одинаково важны для формирования гармоничной личности.
В своей широко известной работе «Искусство любить» Эрих Фромм сформулировал различия любви матери и отца к своему ребенку следующим образом: 
«Материнская любовь безусловна по самой своей сути. Мать любит новорожденного, потому что это её дитя, а не потому, что младенец отвечает каким-то требованиям или оправдывает какие-то её надежды. <…> Мать – наш родной дом, она – природа, почва, океан; отец не представляет собой такого рода естественный дом <…> Однако, хотя отец не служит выражением мира природы, он являет собой другой полюс человеческого существования – полюс мысли, сделанных человеком вещей, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец – это тот, кто научит ребенка, как ему войти в мир <…> Отцовская любовь не безусловна. Её принцип таков: "Я люблю тебя, потому что ты соответствуешь моим ожиданиям, потому что ты выполняешь свой долг, потому что ты похож на меня"»
Взяв за основу описание родительской любви по Э. Фромму, перейдем к рассмотрению возрастных закономерностей развития ребёнка, чтобы отметить влияние материнской и отцовской фигуры на каждом приведённом этапе взросления.
Во внутриутробном периоде формируется, собственно, сама структура существования, ощущение безопасности и, в широком смысле этого слова, контакт с собой, другими и внешним миром. Роль отца, как представителя ближайшего окружения будущего младенца, на данном этапе заключается в создании и поддержании благоприятных условий для матери и ребенка. 
В течение первого года жизни малыш учится различать свои потребности и заявлять о них, в то время как мама научается эти потребности правильно интерпретировать и вовремя удовлетворять. На этом же этапе формируется эмоциональная привязанность, в первую очередь, через тесный контакт младенца с матерью. 
Далее, до двух с половиной лет, возрастает любопытство ребёнка к внешнему миру, появляется исследовательский интерес и формируется автономия. В это время папа осознаётся как значимый объект – отдельный от мамы и совершенно на неё не похожий, что, безусловно, оказывает существенное влияние на сепарацию ребёнка от мамы. 
Отмечено, что дети, выросшие в полных семьях и получившие опыт эмоциональной привязанности к двум одинаково значимым внешним объектам – маме и папе – во взрослом возрасте реже впадают в зависимость во взаимоотношениях с партнёром, а также способны грамотно балансировать между разными сферами своей жизни: семьёй и карьерой, любовью и дружбой и пр. В свою очередь, если мама воспитывает ребёнка в одиночку, то риск слияния с ней или другим объектом, значительно возрастает. Такой человек с трудом представляет, как можно совмещать два или более важных жизненных проекта, поэтому склонен полностью «отдаваться» чему-то одному, будь то партнёр в отношениях, карьера или другое «дело всей жизни».
Мы видим, что фигура отца связана с темами автономии, самостоятельности, независимости, способности строить широкие социальные связи и находить опору в разных сферах жизни, в то время, как взаимодействие с матерью формирует у малыша ощущение безопасности, стабильности, принятия, опыт тесного эмоционального контакта и близости со значимым взрослым. 
От двух до четырёх лет формируются идентичность ребёнка и зачатки волевого поведения. На этом этапе папа поддерживает исследовательский интерес малыша, позволяет ему пробовать на прочность себя и внешний мир, но, вместе с тем, также устанавливает границы и правила поведения. В то время, как от мамы ребёнок получает важное послание «Береги себя и будь в безопасности», папа транслирует противоположную по смыслу идею: «Действуй, рискуй и пробуй новое!». Таким образом, эти два послания дополняют друг друга и способствуют формированию здорового баланса во внутреннем мире личности между стабильностью и риском, безопасностью и готовностью активно действовать.
От трёх до шести лет ребёнок осознаёт свою половую принадлежность: здесь папа выступает для мальчика в качестве примера и образца, с которым можно идентифицироваться, а для девочки – как представитель «Мира мужчин», то есть дочка осмысляет существование определённого полового различия: «Папа не такой, как я и как моя мама». Соответственно, мама для мальчика становится представительницей «Женского мира», а для девочки – образцом женственности и объектом идентификации. Таким образом, на этом этапе не только осваивается собственная половая роль, но и закладываются первые ключевые представления о взаимодействии с противоположным полом, на что, в свою очередь, также оказывают влияние основные паттерны взаимодействия родителей друг с другом: ребёнок усваивает, как женщина относится к мужчине и как мужчина относится к женщине. 
Следующий период – от пяти до девяти лет – посвящен исследованию нового и формированию структуры мнений. Здесь важно, каким образом в семье обходятся с разницей во взглядах: прибегают ли родители к критике, в случае несоответствия мировоззренческих позиций, или ищут компромисс и договариваются друг с другом. 
От семи до двенадцати лет на первый план выходят образование и хобби, а также возрастает значимость сверстников в жизни ребенка. На данном этапе очень важна похвала достижений и успехов со стороны родителей – таким образом формируется воля, уверенность в своих силах и мотивация к развитию в будущем.
Далее – от тринадцати до восемнадцати лет – происходит интеграция всех структур характера, в результате чего проявляется определённый психотип личности подростка. В этом возрасте актуализируются темы границ и ответственности, а также продолжается усвоение моделей полоролевого поведения. Именно поэтому для мальчиков возрастает значимость оценок со стороны отца его мужских качеств, а для девочек, соответственно, со стороны мамы – женских. 
Мы видим, как тесно переплетаются, а также грамотно дополняют друг друга отцовские и материнские послания, обращения и воспитательные функции. Кроме того, взаимоотношения родителей как пары становятся непосредственной моделью, на которую в будущем человек сможет опираться при построении собственной семьи.  
В этом контексте необходимо отметить, что ребёнок должен усвоить определённую семейную иерархию, в которой он – маленький, а его родители – взрослые; на них больше ответственности, а на нём – меньше; на них всегда можно положиться, потому что они – больше, взрослее, сильнее и способны защитить его. Только таким образом все этапы развития личности будут пройдены оптимально: в условиях, где папа побуждает к изучению нового и расширению опыта, а к маме всегда можно вернуться и взять паузу после своего небольшого путешествия во внешний мир. Ребёнок, воспитанный в такой психологически благоприятной атмосфере, повзрослев, сам может стать надежной родительской фигурой для своих детей, занять новое место в семейной иерархии и освоить позицию ответственного взрослого.
Психология+4