Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Я журналист, политолог, немного писатель  · 7 нояб 2021

Раскол продолжается

Прогуливаясь по парку, всё-таки курорт Нальчик, обнаружил интересный информационный стенд с надписью «Памятник жертвам белогвардейского террора». За стендом начинается длиннющая лестница, ведущая в нижнюю часть парка, где стоит сам памятник убиенным красным комиссарам. Сразу вспомнил пионерское детство, комсомольскую юность и как нас учителя возлагать цветы туда никогда не водили. Только сегодня я задумался об этом. На мемориал павшим войнам в ВОВ мы ходили всегда и сегодня школьников, студентов приводят к вечному огню в городском парке. А вот памятник жертвам белогвардейского террора, как гласит табличка, остается без внимания. Здесь ко мне пришла мысль о том, что кабардинцы и балкарцы братоубийственное противостояние периода гражданской войны старались не вспоминать. Помню покойного нашего соседа Челени Шамова, который отсидел 15+10 лет, как кулак и всем нутром ненавидел советскую власть. Он дружил с другими аксакалами во дворе, заместителем председателя Кабардино-Балкарского радиокомитета, поэтом и журналистом Нури Шогенцуковым, директором птицефабрики Султаном Жамборовым, моим отцом Юрием Шахмурзаевым, Заслуженным мелиоратором РСФСР, которые напротив были щедро обласканы советской властью. Но это всё не мешало дружить и общаться.
В моей памяти революция большевиков, её действующие лица – Ленин, Дзержинский, матросы, тесно ассоциируются самым возможно дурацким способом. Будучи студентом Агромелиоративного института в 1989 году, на излёте советской власти, мои друзья из еврейской колонки Славик Гилядов, Марлен Шабаев, Олег Шаулов по пути за сигаретами «Мальборо» пригласили зайти на спектакль про Ильича и революцию. Видимо они знали, что спектакль оставит в памяти неизгладимое впечатление. Спектакль шёл на подмостках местного клуба. Мы сели на порванные дерматиновые кресла. У телефонного аппарата в тот момент стоял «Владимир Ильич Ленин», а на другом конце провода был «Феликс Эдмундович Джержинский». Имена тех актёров не выяснил до сего дня. Согласно видимо сценария, Железный Феликс докладывал Ильичу: Джержинский в пылу эмоций: Владимир Ильич, Владимир Ильич, Смольный рэ вайкердейм! (перевод с горско-еврейского: Владмир Ильич, Владимир Ильич, Смольный взяли!);
Ильич с недоверием: Кимоно Феликс Эдмундович! (перевод с горско-еврейского: поклянись Феликс Эдмундович!)
Джержинский с некой обидой: Папам Владимир Ильич! (перевод с горско-еврейского: Клянусь матерью Владимир Ильич!)…
Я вам скажу, это было не менее круто того, когда по телевизору в 1985 примерно году, шла трансляция спектакля про Ленина на кабардинском языке. Как сейчас помню, заслуженный артист РСФСР, народный артист КБАССР, известный многим по роли В.И. Ленина в спектакле "Кремлевские куранты" великолепный Мурат Болов, в роли Ильича по телефону спрашивал: «Дау ущыт Феликс Эдмундович?», а тот в свою очередь отвечал: «Хъарзынэ Владимир Ильич!» В тот же день городские пацаны, обитавшие на проспекте Ленина, а также примкнувшие к ним, и которые увидели спектакль, бурно его обсуждали. При этом это были пацаны всех национальностей – кабардинцы, балкарцы, русские, евреи, грузины, армяне и даже езид. Потом уже эти два выражения вошли в ироничный речевой обиход городских. Когда встречались на углу проспекта Ленина и улицы Советской кенты (друзья), согласно этикету всегда задавался вопрос «как дела» и так далее. После той памятной постановки ленинианы на кабардинском языке, у пацанов на районе считалось правильным спрашивать: «Дау ущыт Феликс Эдмундович?» и отвечать надо было «Хъарзынэ Владимир Ильич»! В этом мы находили особый шик и прикол. Сам же известный актер Болов жил в доме по проспекту Ленина 12. Если нам доводилось его встречать на улице, мы непременно выкрикивали на пол улицы ему: «Дау ущыт Владимир Ильич?», а дядя Мурат улыбаясь, грозил нам пальцам и отвечал: «Хъарзынэ хъарзынэ!». Удивительный был человек и наши приколы понимал.
Из истории: в ноябре 1917 партия большевиков под руководством Владимира Ленина, сыграв на недовольстве рабочих и солдат, свергла Временное правительство Керенского. На момент революции еще свежи были в памяти годы рабства, когда были холопы и рабовладельцы. Отмена крепостных порядков в Кабарде и Горских (Балкарских) обществах была объявлена 18 ноября 1866 г. Одним словом, с началом освобождения крестьян из рабства и до революции 1917 года прошёл всего 51 год. Поэтому старшее поколение Кабарды и Балкарии хорошо помнили рабство и беднота с удовольствием встретили Советскую власть Ако Гемуева и Бетала Калмыкова.
Все эти события раскололи наше общество ещё глубже. Разделение в Кабардино-Балкарии началось давно, я считаю это 1866 год, когда князья и дворяне оставались при высоком статусе, а их бывшие холопы стали свободными и малопослушными гражданами Российской империи. Дворяне всячески пытались закабалить бывших унаутов, а они всячески пытались доказать свою независимость бывшим хозяевам. Поэтому трения и раскол в обществе продолжали расти и углубляться. Позже произошла революция 1917г. и бывшие реальные рабы получили возможность прижать своих дворян. Калмыков и Гемуев не были исключением, а их революционное окружение из бедноты было таким же жестоким и бескомпромиссным. Уже при расцвете советской власти этот раскол как-бы присыпали лозунгами, братством, интернационализмом и прочими ленинскими скрепами. А вот в 1991 году пыль времени сошла, и мы опять получили тот раскол, но только в обновлённом варианте. Раскол кабардино-балкарского общества стал глубже. На первом этапе он обнажился по национальному признаку. На втором по имущественному признаку, а теперь, на третьем этапе, по религиозно-идеологическому. На настоящее время дисбаланс и раскол между светской частью общества Кабардино-Балкарии и мусульманской умай усугубляется. В заключении хочу написать о том, что тот раскол, который мы получили в 1866 году, мы до сих пор не преодолели, меры для скрепления общества с 1991 года не предприняли. Поэтому наше кабардино-балкарское общество, как единый государственный организм будет продолжать болеть и согласно политической логике непременно когда-нибудь умрёт, если мы конечно же не предпримем меры для спасения. А возможно это просто мои фантазии.
Заурбек Шахмурзаев
Кью
Комментарий был удалён за нарушение правил
@Архимед, спасибо за замечание. Где-то мог допустить механическую ошибку. Подскажите в какой из фамилий. Буду вам признателен.
Библия повествует о том, что люди всей планеты говорили на одном языке и жили в одном социуме. Потом они возгордились и решили построить башню, что бы достать до Бога. Они начали строительство Вавилонской башни. Богу это не очень понравилось и он решил разрушить планы людей. В одно утро они все проснулись и уже говорили на разных языках. Люди не понимали друг друга.
Архимед, появление разнообразия языков, а ровно национальностей, культур, это наказание божье! Я думаю некоторое сглаживание этого разнообразия в нашей стране единственный путь к единству страны!