13
Васильич нас разбудил примерно в семь часов утра, сообщив, что через час приедет митрополит.
Иван, чтобы взбодриться, отправился на пробежку, а я занялся бритьем и умыванием.
Митрополит Никон приехал ровно в восемь часов, вышел из белого японского внедорожника. Его встречал Васильич со сложенными перед собой ладонями.
- Благословите, батюшка, - смиренно попросил он сановника.
Митрополит осенил его крестным знамением.
- Благослови, Господи, раба твоего.
Васильич поцеловал его руку и показал в сторону калитки.
- Проходите, пожалуйста, Божий посланец вас ожидает.
Когда сановник в просторной черной одежде с высоким головным убором, покрытым большим белым платком уверенно зашел во двор, я кивнул в знак приветствия.
- Здравствуйте, - сказал я, - проходите, - и указал в сторону стоящего Ивана.
Митрополит кивнул в ответ и подошел к ожидавшему его пришельцу из будущего.
- Да святится имя Господа нашего на земле как и на небе, - проголосил священник.
- Воистину, - ответил Иван.
- Двое рабов Божиих свидетельствовали мне, что истинно человек пришел от Господа и принес радостную весть ожидающим его верующим! - Торжественно произнес митрополит.
- Так точно, сухо сказал Иван, - присаживайтесь, - он указал на скамейку, - наш разговор может получиться долгим.
Митрополит осенил скамейку крестным знамением и сел.
- Я рассудил, - начал он уже вполголоса, - что в вашу миссию не входит посещение церкви как цель?
- Да, - ответил Иван, - церковь в ваше время погрязла в символизме и высокомерии, народ не воспринимает церковь как силу и средоточие мудрости и знаний, поэтому я не имел специального намерения информировать священников.
- Вы правы, нынче церковь находится в фокусе критики, особенно интеллигенции, но мы стараемся исполнять волю Господа нашего Иисуса Христа так, как он заповедал нам и не обращать внимания на критику, все это знамения сего мира, ибо сказано о последнем времени, что явятся наглые ругатели.
- Церковь как бы заткнула уши и не слушает никого, как ругателей, так и Господа своего, как сказал Христос, устами малых сих ты устроил себе хвалу. Получается, они хвалят Бога, а вас ругают.
Первосвященник задумался, а Иван продолжил.
- Но спасение России и мира, то есть всего живого на Земле во многом зависит от церкви, от ее способности правильно воспринимать действительность и ее развитие, правильно реагировать и действовать, а не сидеть в храмах и монастырях.
- Вы не представляете, молодой человек, насколько тяжело в наше время содержать монастыри и храмы. Церковь занимается благотворительностью, воспитанием послушников, помощью малоимущим, инвалидам и сиротам и при этом платит налоги.
- Вы же помните, что вам заповедал ваш Господь - отдавайте кесарю кесарево, а Богу - Божье.
- Мы это помним и смиренно исполняем.
- Но я не о мирских делах хочу с вами поговорить, а о пришествии Христа. Он родился седьмого января тысяча девятьсот девяносто шестого года, в Ленинградской области России.
- О рождении Господа многие свидетельствуют и указывают места и даты разные. Почему твое свидетельство истинно и как на это должна отреагировать церковь?
- Церковь сама должна заниматься его поиском, а не слушать свидетелей, требовать знамений и выбирать, то есть сами священники и монахи должны ходить по земле, как это делали апостолы и искать его везде, учиться распознавать знамения времени и постигать науки. У вас нет другого выбора, как только поверить мне, ибо я пришел ненадолго и скоро уйду, а у церкви либо есть будущее, либо камень ее будет сдвинут и от ваших храмов не останется камня на камне.
- Вам бы убедить Патриарха, он наш царь и определяет политику церкви, правила и распорядок.
- А как же принцип - первый среди равных?
Митрополит многозначительно посмотрел на Ивана.
- Церковь давно уже государство в государстве и былые подвиги святости сейчас - это легенды.
- Мне не понятно, господин митрополит, зачем мне это знать?
- Чтобы вы поняли, что церковь - это слепок с общества и каково мышление простых людей, таково мышление и рабов Божиих.
- В следующем десятилетии произойдут события, которые повлекут большие перемены в мире. К этому надо будет подготовиться.
- Я могу спросить вас о будущем? - неуверенно спросил Никон.
- Нет, - твердо ответил Иван, - пророческие качества должны воспитывать в себе сами люди церкви, в этом их главная особенность и традиция, в этом завет Иисуса Христа.
- Если существует машина, которая перемещает людей в будущее и прошлое, то какой смысл утруждать себя пророческим воспитанием? Во всяком случае, так будут думать все люди.
- В этом как-раз и заключается подвиг христиан - отказаться от искусственного разума в пользу трудностей развития собственного мышления. Легкая жизнь приводит к быстрой деградации.
- Странно… Я думал, что вы будете агитировать за новые технологии…
- Посмотрите на современных людей - на улицах, в метро, в парках, в своих домах они ходят и сидят, уткнувшись в телефоны. Это значит, что в окружающей реальности для них нет ничего интересного.
- Знаете, а я выскажу вам свое мнение, - начал митрополит, - современная молодежь более грамотная и более вежливая, чем раньше, более терпеливая и почтительная к старшим.
- Это временное спокойствие. В двадцатые годы начнутся природные метаморфозы на уровне электромагнитных полей и аппаратура связи и энергетики будет выходить из строя местами надолго, местами навсегда. Огромное количество людей лишится развлечений, сильно повысится раздражительность и уровень сумасшествий, а вместе с этим насилия и тяжких преступлений.
- Это ляжет на плечи церкви?
- Не только. Партийные организации, комсомол, пионеры - все это вернется.
- А имени кого это будет воссоздано? - с удивлением и плохим подозрением спросил сановник.
- Имени основателя советского государства… имени Ленина.
Никон от неожиданности округлил глаза.
- Как сие возможно? Богопротивник снова воцарится?
- Вспомните христову притчу о двух сыновьях. Одному отец дал задание навести порядок в винограднике, но он был зол и отказался, а потом отошел от злости и пошел выполнять просьбу отца. Второй на просьбу отца согласился, но не пошел ее исполнять.
- А в чем вы видите неисполнение с нашей стороны, со стороны церкви? - возвысил голос первосвященник.
- Вы более ревнуете о себе и о церкви, чем о Завете вашего Господа. Не противьтесь злому, благословляйте проклинающих, не уподобляйтесь фарисеям и саддукеям, не запрещайте другим пророчествовать и творить доброе.
Никон ненадолго задумался, а потом быстро заговорил:
- Хорошо, давайте начистоту, исполнение завета Иисуса ведет к умножению зла, к уверенности преступников в своей безнаказанности, к росту численности населения Земли, причем в нехристианских странах. Грязь, мусор, нищета, войны, загажение почвы, воды, воздуха. Восемь миллиардов человек на Земле, зачем?!
- Вы знаете, что такое закон сохранения импульса? Разбираетесь в квантовой механике?
Такого поворота митрополит не ожидал.
- Я не физик.
- Почитайте Евангелие от Иоанна, это иносказательно изложенная квантовая теория.
Это для него оказалось еще более неожиданным.
- Серьезно? - удивленно спросил он.
Иван утвердительно кивнул.
- Надо же, мы о Господе своем ничегошеньки не знаем!
- И это написано в Евангелии: пришел в мир, но мир не понял его, пришел к своим, но свои не познали его.
- Как его нынче зовут?
- Я не могу вам сказать. Как выглядит, имя и фамилия, городок, в котором родился, все это иносказательно описано в евангелиях и письмах апостолов. От вас не требуется его найти, требуется его искать.
- Чтобы монахи стали бродягами?
- Чтобы учились думать, различать потребное и непотребное.
- Пропадут они, души и умы их как у младенцев, бесхитростные.
- Что ж вы так Господу своему не доверяете. Они - воины Христа! Что ж это за воинство, которое прячется в казармах и не выполняет приказов командира?
Митрополит выдержал паузу, осмысливая сказанное, затем вспомнил один давний вопрос, мучивший церковь с самого ее образования.
- А как нам быть с Антихристом? Как его распознать?
Тут Иван немного помолчал, собираясь с мыслями.
- У всего в этом мире есть противоположность, да и сам этот мир имеет как бы зазеркалье. Это математика, которая скоро будет создана. Логика от этой науки такова, что слова Христа о любви к своим врагам - условие жизни для противников. Когда враги встречаются в битве - они уничтожают друг друга. Если спасаешь своего врага - спасаешь себя.
- Кто же враг Господа нашего?
- Тот, кто учит стяжать плотское и пренебрегать духовным, кто имеет не учеников, но рабов, кто не отдает, но отнимает, кто не умирает за свой народ, но посылает его на верную смерть, кто в соседние страны ходит не сотрудничать, но грабить. Есть образ в "Откровении" Иоанна, называется "Николаиты", это от слова "Николай", что в переводе - победитель народов, то бишь завоеватель.
Никон с удивлением посмотрел на Ивана.
- Вот оно что!? А Армагеддон тогда что?
- Это место битвы трех идеологий за власть над миром. Это дело прошлое. Демократия как власть американского народа, мировая революция с диктатурой пролетариата и тысячелетний Рейх. У каждого народа свой исторический путь, своя культура, свои нормы и традиции, они не терпят чужого господства, восстают, чтобы сбросить с себя чужое иго, а другие не допускают его появления.
Митрополит помолчал некоторое время, вздохнул и произнес:
- Достаточно я за сегодня узнал, воистину, от такой правды горько стало в чреве. - Он встал, посмотрел в глаза Ивана. - Хорошо, я засвидетельствую Патриарху.
Затем осенил Ивана крестным знамением, произнес: "Благослови тебя, Господи" и, развернувшись, быстро направился к машине.
Мы с Васильичем сидели поодаль, наблюдая за происходящим и вяло переговариваясь о том - о сем.
Когда митрополит уехал, подощли к Ивану.
- Ну что, Ваня, как поговорили?
- Что-то тяжко мне… Все-таки надо было Косте идти к вам, он гуманитарий, мог бы часами разглагольствовать…
- А что митрополит сказал-то? - не унимался Васильич.
- Позже, дядь Володя, сейчас мне надо пробежаться.