Уже много лет, работая с разными клиентами и разных форматов, сталкиваюсь с ситуацией, когда оценка результативности деятельности идет по следующим показателям
- сколько денег в "кассе"
- сколько нормо-часов закрыли
- хватает ли на замену машины директора
- и т.д.
И здесь я реально не упрощаю, а говорю прям как есть.
Какого то более-менее четкого бюджетирования, планирования и анализа абсолютное большинство не ведет.
А на самом деле достаточно просто выбрать и придерживаться одной или нескольких бизнес-моделей работы автосервиса.
Да, они есть и да, даже в рамках одного автосервиса можно применять несколько бизнес моделей.
Давайте выделим несколько основных из них:
- Эконом сервис - самая распространенная из ныне предоставленных, и поэтому наиболее сложная в конкуренции. В ее основе лежит низкая себестоимость всего: аренды, ЗП, себестоимости ЗЧ, но и низкая рентабельность. Все просто - с одной стороны много возможностей, так как много клиентов, с другой вас легко сравнить и сделать аналогичное предложение дешевле. Также большая сложность в постоянном мониторинге конкурентов и удержание себестоимости на низком уровне.
- Экспресс сервис - это наиболее простая и эффективная с точки зрения соотношения затраты-выручка модель. Только простые ремонты, фиксированные сроки, высокая проходимость через пост. НО, и минусов также много. Главный - это место. Необходимо очень оживленное место с гарантированным постоянным новым траффиком. Нужен запас ходовых ЗЧ, и нужны люди, готовые работать в режиме нон-стоп. Как понимаете, себестоимость такой модели будет значительно выше, чем в эконом сервисе. И также сложно наработать постоянную клиентскую базу.
- Классическая СТО - это самая понятная модель мультибрендового сервиса. Делаются все работы, работают все дни, находится могут где угодно, основная выручка - постоянные клиенты. У такой модели есть 2 уязвимых мест: 1) Клиентская база - которая может и перейти в более удобное место, или ее может увести кто-то из сотрудников 2) Внешние факторы - от сезонности, до политической обстановки - все это может очень сильно изменить разово загрузку на таком сервисе. В таком сервисе среднее все и себестоимость и выручка.
- Специализированная СТО - это в том числе и официальные дилеры, и СТО работающие в рамках одного направления. Да, это одна и та же модель, потому что это всегда максимально высокие затраты на открытие (оборудование, персонал, требования к помещению), но и возможность установления максимальных цен на рынке (эксклюзивность, гарантия, срочность).
Прибыльной может быть любая модель из этих СТО, важно обеспечить следующие факторы
- соотношение себестоимости и цены продажи - ВП не должна быть меньше 35% процентов от выручки ни при каком сценарии
- вложения в основной производственный фактор: если у вас эконом сервис - это обеспечения низких цен, если специализированный сервис- это оборудование и технологии, экспресс сервис - это всегда место, реклама, а классический - это в равной мере все;
- ведение клиентской базы: понимание кто, что и по какой цены у вас готов ремонтироваться в любое время и конечно увеличение кол-во проходов на один авто через ваш сервис в год
- Обеспечение конкурентной цены на следующие базовые работы: Замена моторного масла, Замена тормозных колодок/дисков, Замена свечей зажигания, Чтение эл.ошибок.
Тогда экономика сервиса будет рабочей.
Если будет интересно, можем разобрать пример какой то одной из моделей, с расчетом экономики в цифрах.