Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Мусульманин, веб-разработчик, многодетный отец  · 2 апр 2022

Предопределение Аллаха: совершенное Знание Аллаха и Его Власть, свобода выбора человека и ответственность за него. Часть 2

Аллах никогда не поступает несправедливо, Пречист Он и далёк от этого
«Аллах не совершает несправедливости даже весом в мельчайшую частицу, а если поступок окажется благим, то Он приумножит его и одарит от Себя великой наградой» (Коран, 4:40)
«Мы не поступили с ними несправедливо (подвергнув их наказанию в Аду) — они сами поступали несправедливо (отвернувшись от истины, выбрав неверие и совершая грехи)» (Коран, 43:76)
«Мы не были к ним несправедливы, однако они сами поступили несправедливо по отношению к себе. Когда явилось веление твоего Господа, божества, к которым они взывали вместо Аллаха, ничем не помогли им. Они не приумножили им ничего, кроме погибели» (Коран, 11:101)
«И Мы не губили ни одно селение (жителей его), без того чтобы для него (этого селения) не было увещателей (посланников от Аллаха)» (Коран, 26:208)
«Кто следует прямым путем, тот поступает во благо себе. А кто впадает в заблуждение, тот поступает во вред себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени. Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника» (Коран, 17:15)
«И не таков Твой Господь, чтобы уничтожать селения (в наказание им), пока не пошлёт в важнейшее (главное) из них посланника, который читал им Наши аяты (знамения). Мы не уничтожали селения, если только их жители не были беззаконниками (упорствующими неверующими)» (Коран, 28:59)
«Поистине, Аллах нисколько не поступает несправедливо (по отношению) к людям (приписывая им грехи или убавляя их благодеяния), но люди сами поступают несправедливо к самим себе (своим неверием и ослушанием Аллаха)!» (Коран, 10:44)
«Это — за то, что приготовили ваши руки. Воистину, Аллах не поступает несправедливо с рабами»» (Коран, 8:51)
«В День воскресения Мы установим справедливые Весы, и ни с кем не поступят несправедливо. Если найдется нечто весом с горчичное зернышко, Мы принесем его. Довольно того, что Мы ведем счет!» (Коран, 21:47)
«Сегодня каждая душа получит только то, что она приобрела, и не будет сегодня несправедливости. Воистину, Аллах скор в расчете!» (Коран, 40:17)
Посланник Аллаха (ﷺ) передал Слова Аллаха: «О, рабы Мои, Я запретил несправедливость Самому Себе и сделал ее запретной для вас, посему не будьте несправедливыми друг к другу» — полный хадис до слов: «О, рабы Мои, суть это ваши дела, которые Я считаю (и записываю) для вас (в книге ваших деяний). А потом воздам вам за них. И кто нашел (в книге своих деяний) добро, то пусть восхвалит Аллаха, а кто нашел иное, то пусть пеняет на себя (винит только самого себя в этом)» (Сахих Муслим 2577)
Нельзя оправдываться предопределением и полагаться на него
«Многобожники скажут: «Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего». Таким же образом считали лжецами посланников те, кто были до них, пока они не вкусили Наше наказание. Скажи: «Есть ли у вас какое-либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям и лжете»» (Коран, 6:148)
«Тому, кто отдавал должное (или раздавал милостыню) и был богобоязнен, кто признавал наилучшее (свидетельство единобожия), Мы облегчим путь к легчайшему (к праведным деяниям). А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается, кто счел ложью наилучшее (свидетельство единобожия), Мы облегчим путь к тягчайшему (к злу и наказанию)» (Коран, 92:5-10)
Пророк (ﷺ) сказал: «Каждому из вас уже предписано место в раю и место в аду». Тогда его спросили: «О, посланник Аллаха! Не стоит ли нам тогда отказаться от совершения праведных дел и положиться на предопределение? Пророк (ﷺ) сказал: «Нет, совершайте благие дела, ибо каждому человеку облегчается путь к тому, для чего он создан». Затем Пророк (ﷺ) прочел слова Всевышнего: «Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто верил в наилучшее (в свидетельство единобожия и в то, что в Судный день будет расчет и воздаяние за совершенные им деяния), Мы облегчим путь к легчайшему (к добру и праведным деяниям). А тому, кто был скуп и полагал, что не нуждается (в Аллахе и Его награде), кто счел ложью наилучшее (свидетельство единобожия и то, что в Судный день состоится расчет и воздаяние), Мы облегчим путь к тягчайшему (к злу и несчастью)» (Коран, 92:5-10 аят)». (аль-Бухари, 4945; Муслим, 2647)
Аллах изначально знал кто кем будет — верующим или неверующим, Он изначально знал кто что выберет — веру или неверие, и пожелал создать и тех, и других, в этом и состоит смысл того, что Он создал одних для Рая, а других для Ада, но не означает, что Он их лишил их выбора и не означает, что Он принудил их к этому.
Никто из нас изначально не знает что нам предопределил Аллах, мы узнаём об этом только после того, когда что-то произойдёт, а поэтому если что-то зависело от выбора человека и он выбрал добро, то значит именно это ему было предопределено, а если он выбрал зло, значит именно оно было ему предопределено. Предопределение — это Знание Аллаха о судьбах творений, Которое Он скрыл, это Его тайна, и мы узнаём из Его знания только то, что свершается, создаётся Им.
Передаётся от Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал: «Адам и Муса (Моисей) препирались между собой. Муса сказал ему: “О Адам! Ты наш праотец, и это ты оставил нас в убытке и вывел нас из Рая!” Адам скажет ему: “О Муса, Аллах избрал тебя, дабы говорить с тобой, и записал для тебя (Тору) Рукою Своей. И ты порицаешь меня за то, что я совершил нечто такое, что Аллах предопределил мне совершить за сорок лет до того, как Он создал меня?” Так Адам переспорил Мусу — повторив это трижды». (Сахих Аль-Бухари 6614, Суфьян (ибн ‘Уейна) сказал: «Нам рассказал Абу аз-Зинад от аль-А‘раджа от Абу Хурайры от Пророка ﷺ похожий хадис»)
Адам не оправдывался предопределением за свой грех, потому что во-первых Аллах простил его и никто после этого не может упрекать Адама в содеянном, во-вторых он имел ввиду то, что произошедшее было неизбежным, потому что Аллах по Своему Знанию и Мудрости пожелал, чтобы это произошло, в-третьих Адам указал на некоторые Милости Аллаха, Которые Он даровал Мусе и в целом это указывает на то добро, которое проявилось впоследствии нисхождения человека из Рая на землю, а это ниспослание Книг Аллаха, послание посланников Аллаха, проявление веры верующих людей и их спасение Аллахом.
Польза от веры в предопределение Аллаха
«Воистину, это есть назидание. И кто желает, тот направится по пути, ведущему к его Господу. Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (Коран, 76:29-30)
«Аллах — Покровитель тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету. А покровителями и помощниками неверующих является Тагут (лжебог — сатана и те, кому они поклоняются помимо Аллаха), которые выводят их из света к мракам. Они являются обитателями Огня и пребудут там вечно» (Коран, 2:257)
Вера в предопределение Аллаха — это Единобожие, вера в совершенное Знание Аллаха и Его Мудрость, вера в Его совершенное Могущество и Власть, вера в Его Справедливость и Милосердие. Ведь в первую очередь это Милость Аллаха для верующих, что Он создал их, позволил им существовать и сделать им свой выбор в пользу истины и, более того, если бы не Милость Аллаха и Его помощь, то никто из верующих не смог бы спастись. Поэтому верующие понимают, что даже их нахождение на вере и совершение благих поступков возможно только с помощью и с поддержкой Аллаха. Это вызывает в душах верующих чувство неимоверное благодарности Аллаху, своему Господу, ведь даже их благодарность Ему возможна только лишь потому, что Он помогает им благодарить Его, очищая свои сердца перед Ним. В этом смысл того, что в Рай не войдёт никто по своим благим делам, а только по Милости Аллаха, ведь все благие дела верующего совершены им с помощью Аллаха и по Его Милосердию к нему.
«Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании (Хранимой Скрижали) еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко. Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и (чрезмерно) не радовались тому, что Он вам даровал. Аллах не любит всяких надменных бахвалов» (Коран,57:22-23)
«Скажи: «Нас постигнет только то, что предписано нам Аллахом. Он — наш Покровитель. И пусть верующие уповают на одного Аллаха»» (Коран, 9:51)
Вера в предопределение Аллаха также учит смиренности и помогает верующему человеку обрести спокойствие и настоящий аскетизм по отношению к мирским бедам и благам, не привязывая своё сердце к ним, потому что верующий понимает, что всё происходящее с ним происходит непосредственно по Воле Аллаха.
«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты — наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми» (Коран, 2:286)
Поэтому верующий человек лишён кичливости и надменной самоуверенности, он полагается на своего Господа — на Аллаха во всех своих делах, ведь только Аллах обладает Знанием о том, что скрыто от человека, например, о будущем и произойдёт только то, что Он пожелает и создаст.
«И не говори о чем-либо (о каком-либо деле): «Поистине, я сделаю это завтра» без (того, чтобы сказать): «Если (только этого) пожелает Аллах (ин ша-а Ллах)». И вспомни твоего Господа, когда ты забудешь (скажи ин ша-а Ллах (если (только этого) пожелает Аллах) как только вспомнишь, если изначально забыл это сказать), и скажи: «Может быть, выведет меня мой Господь к более близкому (пути) (ведущему к Истине), чем это, по прямоте»» (Коран, 18:23-24)
Ислам+4