В современном мире подавляющее большинство населения проживает в государствах, границы которых сложились исторически в результате и многочисленных войн, и редких мирных договорённостей, и волюнтаристских решений. Достижением цивилизованного мира является почти повсеместное признание принципа нерушимости существующих границ. Называется это принципом сохранения территориальной целостности. Вместе с тем существует, казалось бы, противоположный принцип - принцип, закрепляющий право любого народа или части народа на самоопределение и создание независимого государства. Естественно возникает вопрос, как эти два принципа взаимодействуют друг с другом. Последние четверть века дали нам множество конфликтов на почве разных подходов к пониманию и интерпретации этого взаимодействия. Это Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Крым, Донбасс, Чехия, Словакия, Косово и другие республики бывшей Югославии. А есть ещё Каталония, Северная Ирландия, Шотландия.
Попробуем разобраться и примирить эти два принципа. Каждое государство имеет право на защиту своей территориальной целостности. Но если для защиты от внешнего врага допустимы все средства, в том числе и полноценное использование всей своей военной мощи, и обращение за защитой к союзным государствам и международным организациям, то для защиты этой целостности от нелояльных своих граждан использование военной силы категорически недопустимо. Убеждайте экономическими мерами, политическими бонусами, культурными преференциями. Если же граждане какой-то части государства изъявили желание отделиться и создать автономное государство, то никаких силовых препятствий цивилизованное государство чинить этому решению не должно. Если же оно начнёт силовую операцию, то народ этой территории имеет право на вооружённое сопротивление, и может рассчитывать на помощь других государств.
Но есть важное обстоятельство - соседние государства, и не только соседние, не должны подстрекать народы других государств к сепаратизму. Идея самоопределения и отделения может быть выношена только самим народом. Как желание отделиться следует оформлять? Только путём референдума граждан, проживающих на этой территории! И никаких препятствий к проведению такого референдума центральная власть строить не имеет права. Если власти Югославии позволили заселить свои исторические земли мусульманами, пожелавшими отделиться, то кого же ещё в этом винить! В Приднестровье, Крыму и Донбассе проживает население, категорически не согласное с политикой центральных властей. И эти территории де-факто отделись от своих центральных государств и возврат их обратно практически маловероятен. Жители Крыма и Севастополя никогда не признавали вхождение в современную Украину, а Приднестровье и Донбасс заплатили слишком высокую кровавую цену, чтобы вернуться под власть Кишинёва и Киева.
Но реализация взаимодействия этих принципов требует от их участников высочайшей политической культуры. У центральных властей часто возникает соблазн запретить проводить референдумы по вопросу отделения, препятствовать их проведению или игнорировать результаты. Иногда они идут на грубое силовое воздействие. С другой стороны, у части граждан тоже может возникнуть желание решить все проблемы силовым путём. И возникает военный конфликт, остановить который становить особенно трудно, если у участников конфликта есть заинтересованные внешние силы.