Возник вопрос, какие пешеходные переходы через ж.д. пути картируются (т.е. можно в принципе нарисовать дорожный граф через ж.д. пути), а какие - нет (и тогда связь дорожного графа не рисуется вообще).
В ПДД не существует понятия пешеходного прохода через железную дорогу, специальных дорожных знаков для этого тоже не предусмотрено. Хотя в КоАП имеется штраф, а судебная практика формируется погибшими.
Фактически разделение идёт именно по наличию оборудования, причём согласно инструкциям РЖД оборудованным переходом признаётся только такой переход, который СТРОГО отвечает требованиям: это заграждения змейкой, таблички, светофоры и др. Мне, например, известно, что "технологические переходы" (для обслуживающего персонала) не предназначены для использования гражданами, и оборудованными переходами всяко не считаются. Хотя на них бывает и служебная табличка (редко), и настил внутри рельсов (часто). РЖД многократно разъясняли, что по настилам ходить нельзя, даже если это служебный проход. Часто в сельских населённых пунктов по-другому не пройти, но это РЖД не волнует. Нельзя значит нельзя, и точка.
Тем не менее по факту много переходов, фактически находящихся в некоей "серой" правовой зоне, как-то:
- вот те самые настилы (иногда с табличкой, часто без)
- ступеньки для того, чтобы перебраться через насыпь
- иные приспособы и пр.
Принципиально важно и то, что такие приспособления для прохода часто бывают "ничейными", бесхозными, на балансе ни кого не стоят, для РЖД они юридически несуществующие. Однако в фактической дятельности массово используемые переходы не ликвидируются, а принимаются РЖД как данность, и поездным бригадам обычно даётся указание на снижение скорости, подачу звуковых сигналов и пр. Можно говорить о признании, квазисогласовании пешего перехода в этом случае.
У меня есть несколько примеров такого рода:
- общеизвестный переход между Санкт-Петербургом и Мурино (по нему идёт такой поток людей, что машинисты на этом участке предпринимают весь какой только можно комплекс мер предупредить). Чем оборудован: посреди рельсов - ничем, сбоку - ступеньки, с одной стороны бетонные, советские, с другой - железные, зато с перилами, их гаражный кооператив поставил в своё время самовольно для того, чтобы удобнее было, а раньше там прыгали :)
- переход В СТВОРЕ ПАРКОВОЙ АЛЛЕИ в Ржевском лесопарке, который при СССР был одним целым, но сейчас находится в двух субъектах РФ, потому парка в общепринятом смысле там нет, хотя аллея осталась и люди по ней постоянно ходят, треки в НЯК толстые, в том числе через железнодорожные пути. Когда-то там переход даже на геодезических планшетах был обозначен, но прошло уже почти 40 лет, как это было. Чем оборудован: заасфальтированы подходы, но сам переход в своё время там был убран официально, а маршрут для людей остался. Поездные бригады его знают, да и поезда там очень-очень редко ходят.
- переход по пешеходной тропе в Сестрорецке; когда-то там проходила мелкая улица города, а в 70-е годы её участок через ж.д. пути ликвидировали. С тех пор прошло 50 лет, а местные жители всё равно ходят по створу бывшей улицы, который превратился в тропу, достаточно крупную и используемую; машинисты и это место знают, но ввиду того, что там электрички ездят часто, сбития людей всё-таки обычное дело у этой пятидесятилетней тропы. Чем оборудовано: на самих рельсах ничем, надо перешагивать, а подходы к ним часто подсыпаются щебёнкой или асфальтом. видимо, по чьей-то инициативе, а РЖД их время от времени портит, жители подсыпают снова и т.д., за народную тропу фактически идёт невидимая битва.
- нахоженная и "намоленная" народная тропа между Невским и Красногвардейским районами с запада от горловины Ладожского вокзала. Существует едва ли не с окончания Великой Отечественной войны, сам я её знаю с 90-х годов, альтернативы пешеходной там просто нет, ближайшие переходы находятся далеко, ну или можно за плату перейти через метрополитен. Пишут, её будут закрывать забором, но пока его нет.
- выход с Богословского кладбища к пр. Непокорённых через железную дорогу. Тоже какие-то приспособы и настил есть. Настоящего оборудованного по СНиПу и приказу РЖД об утверждении инструкции прохода в этом месте нет. Но наличия настила всё-таки значит - там служебный проход для персонала. Пользуется - половина всех посещающих кладбище, особенно там людно на Пасху, Троицу и родительские субботы.
- когда-то существовал пешеходный проход на вокзал во обход контроля или тем, кому надо на поезд на 7й платформе Московского вокзала, осуществлялся по служебным настилам РЖД со стороны платформы у депо (служебной), а чтобы попасть на платформу, от которой начинались служебные проходы, надо было подняться на 50 см, для чего доброжелатели сделали ступеньку, просуществовавшую лет 15. Правда, ныне этот проход закрыт забором, но аналоги-то бывают!
- на дорогах классов 7, 6 в районе железнодорожного переезда тротуар часто прерывается, а переходить через ж.д. пути предлагается фактически сбоку от проезжей части (бок-о-бок с машинами). Дорожный граф тротуара следует в таких местах прерывать? Я бы даже обочиной это не назвал, поскольку обочина по ПДД имеет ряд признаков. Но ходить именно там и именно так пешеходам предписывается. Топорная организация перехода, российский подход на авось.
Конечно, во всех перечисленных случаях проще всего в месте фактического перехода не картировать переход через ж.д. пути вообще. Тогда мы потеряем связность дорожного графа. Причём по реальным миграционным путям пешеходов. В ряде населённых пунктов получим, что "по закону" вообще никуда пройти нельзя, покажет Яндекс Навигатор. Как быть в этих и похожих случаях?!