Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Востоковед, китаист, учусь на куратора...  · 19 нояб 2021

Подборка литературы по теме "Постколониальные исследования"

Несмотря на непопулярность в российской академии темы постколониальных исследований, во всем мире деколониальная оптика применяется в литературе, визуальных искусствах, философии, политике, истории и социологии с 80-х годов прошлого века. Я составила подборку, которая поможет ознакомиться с основными идеями и взглядами постколониальной теории и затем применять их в разных областях.
Эдвард Саид "Ориентализм"
Принято считать, что "взрыв постколониальности" произошел в 1979, после выхода в свет книги Э.Саида "Ориентализм". Дискурс ориентализма, согласно Саиду, представляет собой сложный комплекс знания-власти, выработанный на протяжении нескольких веков в европейской традиции ("Западом") относительно "Востока". Контролируя процессы производства знания, страны "Запада" смогли выработать и навязать "Востоку" такой образ его идентичности, в которой ему изначально отводилось зависимое и подчиненное положение.
Гаятри Спивак. Могут ли угнетенные говорить? («Can a Subaltern Speak?»)
Другим основателем постколониальных исследований считается Г.Спивак, которая в 1985 адресовала западным интеллектуалам радикальный вопрос "Могут ли угнетенные говорить?" в одноименном тексте, который также стал постколониальной классикой. Этот вопрос вызревал с начала 1980-х в небольшой исследовательской группе, которая обозначила себя как Subaltern Studies group - группа исследований угнетения (подчинения). Ответ Спивак был абсолютно прозрачен: угнетенный (подчиненный) говорить не в состоянии, он не имеет возможности "пробиться", "возвысить" свой голос до уровня репрезентации, от его имени всегда говорят другие.
Хоми Бхабха. Местонахождение культуры ("The Location of Culture")
Бхабха предлагает свою теоретическую модель описывающую непрерывный процесс становления взаимоотношений культур находящихся в условиях неизбежного политического неравенства. Раскрывает термины мимикрия, лиминальность, гибридность, вводит свои термины "unhomed" и "the Others". Написав работу стиле, сочетающим интеллектуальную легкость с верой в то, что теория сама по себе может способствовать практическим политическим изменениям, Бхабха стал одним из ведущих постколониальных теоретиков своей эпохи.
Gloria E. Anzaldúa. Borderlands/La Frontera: The New Mestiza
Полуавтобиографическая книга американской писательницы и исследовательницы мексиканского происхождения. Анзалдуа обсуждает несколько критических вопросов, связанных с ее опытом: гетеронормативность, колониализм и мужское доминирование. Книга написана одновременно на английском и испанском языках. Писательница использует этот ход намеренно, иллюстрируя, как язык был одним из барьеров, с которыми Анзалдуа сталкивалась в детстве, и она хотела, чтобы читатели понимали, как неприятно, когда возникают языковые барьеры.
Мадина Тлостанова. Деколониальность бытия, знания и ощущения
Мадина Тлостанова — одна из главных исследовательниц постколониальной теории в мире на данный момент и, пожалуй, самая важная для развития этой темы на русском языке. В том году в казахском центре современной культуры "Целинный" вышла ее новая книга "Деколониальность бытия, знания и ощущения". Это сборник эссе, в которых прослеживается генеалогия основных концептов, идей и целей деколониальной мысли, как они формировались и менялись на протяжении последних трех десятилетий.
Книги+1